Ситуации в структуре профессионального поведения

В структуре профессионального поведения педагога важную функцию выполняют ситуации профессиональной. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

  1. По масштабу и источнику влияния на ход деятельности выделяют социально-экономическую, производственную, образовательную и психологическую ситуации.
  2. По типу профессиональных задач, которые встают перед субъектом педагогической деятельности, требуя выбора действий и принятия решения, выделяют типовые ситуации, ситуации неопределенности и ситуации выхода за свои пределы.
Типовые ситуации формируются на основе решения задач, апробированных в совокупном опыте и описанных в виде широко известных алгоритмов, методик и технологий. Чтобы подготовиться к встрече с подобными ситуациями, необходимо просто владеть набором стандартных инструментальных заготовок (рецептов действий) и уметь применить их «в нужное время в нужном месте».

Ситуации неопределенности сталкивают педагога с задачами, предполагающими выбор из нескольких вариантов действий, не очевидных по уровню продуктивности и конечному результату, оптимальному с точки зрения субъекта деятельности. В этом случае от специалиста требуется умение проанализировать и оценить педагогический потенциал возможных альтернатив.

Ситуации выхода за свои пределы складываются при столкновении субъекта с задачами, не имеющими аналогов в его практике работы (или вообще не ставившиеся ранее). Действия в таких ситуациях требуют профессиональной смелости, креативности, ответственности, а зачастую и самоизменения самого специалиста.

Как справедливо отмечает петербургский педагог А. С. Валявский, «если мы действительно хотим использовать новую методику, то мы должны будем хоть в чем-то измениться, чтобы ей

  1. По типу организации совместных действий можно выделить ситуации:
  • содействия (параллельного независимого действия различных субъектов в ситуации, являющейся в смысловом отношении общей);
  • кооперации (диалога, сотрудничества, интеграции профессиональных усилий);
  • конкуренции    борьбы, конфликта, противодействия, антидеятельности, направленной на искажение, дискредитацию, уничтожение результата соперника).

В каждой из указанных групп стратегические усилия и энергия професеионального действия разнонаправлены. В первом случае качество окончательного результата непредсказуемо, поскольку неизвестно, как сложатся профессиональные усилия: будут ли они взаимодополняться, интегрироваться или взаимоуничтожаться.

Во втором случае положительно окрашенная совместность действий работает на усиление их результативности. В третьем — акценты професеиональной активности в значительной степени смещаются «на борьбу с противником». Возникает эффект так называемой «негативной кооперации», который снимается в ситуации правильно организованного соревнования, способного стать дополнительным стимулом к успешности действий.

  1. По типу восприятия полученного результата выделяют ситуации успеха и неуспеха, а также нейтральные в смысле успешности для субъекта ситуации, которые на. современном языке часто определяются как «нормальные». В связи с существованием такого типа ситуаций хотелось бы предложить ряд вопросов, которые полезно периодически задавать самому себе:
  • умею ли использовать эвристический потенциал неуспеха для дальнейшего профессионального становления;
  • способен ли я философски относиться к успеху, понимая, что, возможно, это преходящее явление;
  • с каких пор и почему меня стал удовлетворять «никакой» (мнимый) результат моей деятельности?

Сама постановка подобных вопросов способна дать педагогу импульс к совершенствованию системы своих профессиональных действий и совершению поступков, важных в праксеологическом отношении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)