Ситуации в структуре профессионального поведения
В структуре профессионального поведения педагога важную функцию выполняют ситуации профессиональной. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям.
- По масштабу и источнику влияния на ход деятельности выделяют социально-экономическую, производственную, образовательную и психологическую ситуации.
- По типу профессиональных задач, которые встают перед субъектом педагогической деятельности, требуя выбора действий и принятия решения, выделяют типовые ситуации, ситуации неопределенности и ситуации выхода за свои пределы.
Ситуации неопределенности сталкивают педагога с задачами, предполагающими выбор из нескольких вариантов действий, не очевидных по уровню продуктивности и конечному результату, оптимальному с точки зрения субъекта деятельности. В этом случае от специалиста требуется умение проанализировать и оценить педагогический потенциал возможных альтернатив.
Ситуации выхода за свои пределы складываются при столкновении субъекта с задачами, не имеющими аналогов в его практике работы (или вообще не ставившиеся ранее). Действия в таких ситуациях требуют профессиональной смелости, креативности, ответственности, а зачастую и самоизменения самого специалиста.
Как справедливо отмечает петербургский педагог А. С. Валявский, «если мы действительно хотим использовать новую методику, то мы должны будем хоть в чем-то измениться, чтобы ей
- По типу организации совместных действий можно выделить ситуации:
- содействия (параллельного независимого действия различных субъектов в ситуации, являющейся в смысловом отношении общей);
- кооперации (диалога, сотрудничества, интеграции профессиональных усилий);
- конкуренции борьбы, конфликта, противодействия, антидеятельности, направленной на искажение, дискредитацию, уничтожение результата соперника).
В каждой из указанных групп стратегические усилия и энергия професеионального действия разнонаправлены. В первом случае качество окончательного результата непредсказуемо, поскольку неизвестно, как сложатся профессиональные усилия: будут ли они взаимодополняться, интегрироваться или взаимоуничтожаться.
Во втором случае положительно окрашенная совместность действий работает на усиление их результативности. В третьем — акценты професеиональной активности в значительной степени смещаются «на борьбу с противником». Возникает эффект так называемой «негативной кооперации», который снимается в ситуации правильно организованного соревнования, способного стать дополнительным стимулом к успешности действий.
- По типу восприятия полученного результата выделяют ситуации успеха и неуспеха, а также нейтральные в смысле успешности для субъекта ситуации, которые на. современном языке часто определяются как «нормальные». В связи с существованием такого типа ситуаций хотелось бы предложить ряд вопросов, которые полезно периодически задавать самому себе:
- умею ли использовать эвристический потенциал неуспеха для дальнейшего профессионального становления;
- способен ли я философски относиться к успеху, понимая, что, возможно, это преходящее явление;
- с каких пор и почему меня стал удовлетворять «никакой» (мнимый) результат моей деятельности?
Сама постановка подобных вопросов способна дать педагогу импульс к совершенствованию системы своих профессиональных действий и совершению поступков, важных в праксеологическом отношении.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу