Связь социальной педагогики с другими науками

Этика и социальная педагогика. Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Социология социального воспитания при изучении проблем социализации опирается на ряд отраслей социологического знания, т.е. на данные социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.

Разрабатывая теорию и методику социального воспитания, исследователи принимают во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентаций отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография занимается изучением особенностей быта и культуры народов. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в сообществе, об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; представления о каноне человека в различных этносах и т.д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, ученые принимают в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особенности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы социального воспитания и особенно при конструировании его форм и методов.

Здесь целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим этическим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы, позволяющие в возможных и разумных рамках интенсифицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этнические особенности социализации и воспитания.

Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика. Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения.

В социальной педагогике используются данные социальной и возрастной психологии и в определенной мере социологии при исследовании проблем социализации и виктимологии и при разработке методики социального воспитания, хотя и не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития.

В то же время этнографические и этнопсихологические данные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое положение объясняется тем, что пока недостаточно развиты социально-педагогические знания и далеко не в полной мере изучены процессы и явления, которые могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях. Функции социальной педагогики как интегративной отрасли знания реализуются эффективнее, если в ней применяется принцип дополнительности.

Социальная политика – одно из направлений внутренней политики государства, которая направлена на решение следующих задач:

  • управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов;
  • воспроизводство социальных ресурсов;
  • регулирование процессов социальной дифференциации общества;
  • поддержание стабильности общественной системы.

Социальная политика определяется законодательными актами и реализуется многочисленными государственными службами – образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости и др. Одной из составляющих социальной политики является политика в сфере воспитания.

Государственная политика в области воспитания предполагает:

  • определение задач воспитания и разработку стратегии их решения;
  • разработку соответствующих законодательных и подзаконных актов;
  • выделение необходимых ресурсов;
  • поддержку общественных инициатив.

Такая политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими и расходящимися интересами отдельных социальных слоев в определенных вопросах, а именно:

  • представление о необходимом для общества уровне и качестве системы воспитания различных социокультурных, этноконфессиональных и половозрастных групп населения;
  • ожидания и требования, связанные с уровнем и качеством образования; готовность к участию в процессе воспитания и реальные возможности ее проявления и др.

Обоснованность, реалистичность и эффективность государственной политики в области воспитания во многом зависит от того, как в ходе ее разработки и реализации учитывается и используется научный потенциал различных отраслей знания – философии, социологии, криминологии, экономики, психологии.

Особая роль здесь принадлежит педагогике, а когда речь идет о политике в сфере социального воспитания – социальной педагогике.

Социально-педагогическое знание необходимо (но далеко не всегда востребовано) на всех этапах разработки и осуществления политики в сфере социального воспитания:

  • Во-первых, оно актуально на стадии сбора и научного анализа информации о ситуации, сложившейся в области социального воспитания на конкретном этапе развития общества в стране, отдельных регионах и муниципальных образованиях.
  • Во-вторых, на основании анализа реального состояния общества и выявления его запросов и возможностей специалисты по социальной педагогике должны принимать участие в выделении приоритетных направлений и формулировании задач системы социального воспитания.
  • В-третьих, участие социальных педагогов необходимо в процессе создания и внедрения программ развития системы социального воспитания, которые включают в себя: квалификацию ситуации, конкретные меры, ресурсы и способы решения поставленных задач (педагоги также участвуют в разработке необходимого пакета законодательных, подзаконных и иных актов и документов).
  • В-четвертых, крайне важно осуществлять социально-педагогическую экспертизу тех законов, постановлений и иных нормативных документов, которые прямо, а чаще косвенно могут влиять на социальное воспитание (например, в области здравоохранения, социальной защиты, права и др.).
  • В-пятых, социальные педагоги призваны разъяснять политику в сфере социального воспитания как обществу в целом, так и отдельным социокультурным, этноконфессиональным и половозрастным группам населения. Это способствует появлению общественных инициатив, привлечению ресурсов (человеческих, финансовых, материальных), полезных для ее реализации.

Социокультурные процессы, происходившие в XIX в. в Европе и Северной Америке, обусловили появление не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название «социальная работа».

Социальная работа – профессиональная деятельность, связанная с оказанием помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, а также созданием условий для достижения этих целей в социуме.

Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские союзы и др.).

Основным направлением деятельности филантропов стало оказание помощи социально незащищенному населению (сироты, бедные, инвалиды и др.). В ряде стран приблизительно к 1920-м гг. оформляется государственная система социальной работы, которая первоначально реализовалась в таких сферах, как семейное, детское благополучие; психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа.

Социальная работа с семьями включает в себя подготовку родителей к воспитанию детей, консультацию по поводу брачных отношений, помощь в решении финансовых вопросов и т.д.

Школьная социальная работа предполагает адаптацию личности в условиях школы, а также координацию усилий школы, семьи и общины (общественности или микрорайона), направленных на преодоление социальной изолированности, агрессивного поведения, недисциплинированности детей и др.

В сельских местностях социальные работники нацелены на устранение трудностей, связанных с малонаселенностью, ослабленностью социальных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными возможностями и пр.

Любая социальная работа требует от исполнителей соответствующего образования, специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в этой области деятельности готовят в специальных высших учебных заведениях, которых только в Европе насчитывается более четырехсот, а также на отделениях университетов и других высших учебных заведений.

Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником, однако далеко не все социальные работники являются педагогами.

Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки.

Активизация социальной работы в нашей стране послужила сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической традиции всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинного осмысления процессов и явлений.

К сожалению, это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи реализованным, нередко оставалось «вещью в себе», никак или почти никак не влияя на социальную педагогику.

В свою очередь разработка методики социальной педагогики способствует развитию социальной работы, требующей высокопрофессиональных кадров, способных внести свой вклад в интеграцию воспитательных сил общества с целью повысить культурный уровень людей.

Интересно
Следует отметить еще одну тенденцию в определении содержания социальной педагогики – значительное расширение ее проблематики, которое выходит далеко за границы подходов А. Дистерверга, а также П. Наторпа и большинства современных российских теоретиков.

Социальную педагогику рассматривают как одну из отраслей общей педагогической науки. Объектом ее как научной дисциплины является человек в его взаимодействии с другими людьми, а предметом – процесс педагогического влияния на социальное развитие и социальное поведение личности (Ю.А. Стрельцов).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)