Разделы социальной педагогики

В социальной педагогике как науке можно выделить ряд разделов. Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы.

В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.

Социология социального воспитания исследует социализацию в контексте социального воспитания, а социальное воспитание рассматривает как составную часть социализации.

Полученные знания дают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, регулируют соотношение положительных и отрицательных влияний на развитие человека в условиях социализации, а в целом помогут в поиске путей интеграции воспитательных сил общества (см. разделы о государственной, региональной и муниципальной системах воспитания и др.).

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации. В ней определяются направления социальной и педагогической помощи таким людям.

Основными задачами теории социального воспитания являются описание, объяснение и прогнозирование функционирования социального воспитания. Исходя из положений философии социального воспитания и с учетом данных социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии теория социального воспитания исследует: особенности индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания и их взаимодействие; содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т.д.

Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания. Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой – экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием.


Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, т.к., с одной стороны, лишь интегрирует в той или иной мере данные других отраслей человеком обществознания, а с другой – трактует под своим углом зрения и широко использует достижения различных отраслей педагогики. Складывалась эта педагогика как практика воспитания людей на различных этапах развития человечества в целом и в отдельных странах, обществах (государствах) в частности. Весьма важны и полезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с конфессиональными, семейной и коррекционной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.

Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

Интересно
Совершенно очевидно, что все перечисленные разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим конкретизации в связи с функциями, которые присущи той или иной воспитательной организации.

Так, например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика социального воспитания в средней школе существенно отличается от методики профессионального воспитания, и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)