Связь методики со смежными дисциплинами

Методика русского языка развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в опоре на их достижения. Учитель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом.

Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.

Рациональное познание осуществляется средствами языка, и всё огромное информационное богатство, накопленное человечеством и каждым отдельным народом, сохраняется и передается новым поколениям с помощью языковых единиц – слов, их сочетаний, предложений, текстов.

Философами и физиологами установлена связь языка и сознания, языка и мышления. Мысль человека материализуется в речи, в языковых формах; строя свою речь – предложения, текст, учащийся формирует мысль, придает ей четкость, свойственную языковым конструкциям.

Мышление человека не может развиваться без языкового материала: овладение десятками тысяч слов, системой грамматических форм, механизмом их использования оказывает упорядочивающее воздействие на мышление. Как видим, на стыке с философией методика определяет свои исходные, методологические позиции, определяет цели и принципы обучения.

Психология. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала
по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления обучаемых и их речи.

В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные операции, которые также изучаются
психологией, – анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление.

Интересно
Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко используемые в методике, взяты из психологии.  С точки зрения психологии, овладение языком – это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т.е. выражения мысли, и аудирования, т.е. восприятия чужой мысли).

Психология дает основу для развития языковых способностей учащихся, для их творчества, для включения их в доступную
возрасту исследовательскую деятельность по изучению языка.

В методике используются данные о возрастных возможностях усвоения знаний и умений, полученные в психологических исследованиях, а также данные возрастной физиологии о допустимых умственных нагрузках. Многие психологи-исследователи занимаются непосредственным изучением процессов усвоения обучаемыми родного языка. Так, проблемами усвоения грамматики в школе занимались А.К.Маркова, С.Ф.Жуйков; орфографией, пунктуацией – Д.Н.Богоявленский, Г.Г.Граник; развитием речи учащихся – Н.И.Жинкин, А.А. Леонтьев.

Дидактика

Связи методики русского языка с дидактикой проходят по трем основным линиям:

  • определение применимости дидактических принципов в методике;
  • методы обучения;
  • понятия и термины.

Многие дидактические понятия – цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и пр. –
используются в методике применительно к предмету преподавания: урок русского языка, урок грамматики, учебник синтаксиса, орфографические умения, межпредметные связи русского языка, упражнения по русскому языку.

Языкознание. Важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению – науке о языке, речи, о русском языке как
предмете преподавания.

Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа:

  • социальная функция;
  • связь с сознанием;
  • уровни (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, уровень текста);
  • специфика его разделов.

Например, свойства русского правописания рассматриваются как основа методики его преподавания, выбор методики опре-
деляется типом орфограммы.

Язык – система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии.

Работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и в текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы.

Методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графические уровни усвоения языка:

  • фонетикой;
  • фонологией;
  • орфоэпией;
  • графикой.

Методика связана с разделами языкознания, отражающими лексический уровень языка:

  • лексикологией;
  • лексикографией;
  • морфемикой;
  • словообразованием;
  • семантикой;
  • фразеологией.

Методика связана с разделами языкознания, отвечающими за обучение письму:

  • теорией письма;
  • орфографией.

Методика связана:

  • с грамматикой – морфологией и синтаксисом, которые служат основой овладения культурой речи;
  • с орфографией и пунктуацией;
  • с механизмами практического использования языка в речи (построения словосочетаний и предложений, образования форм слов в соответствии с языковой нормой).

Для методики русского языка как родного важна также теория речевой деятельности. Это направление обеспечивает методические основы речевого развития учащихся: их речи – устной и письменной, восприятия чужой речи (тоже устной и письменной).

Современная методика сочинения в значительной степени строится на теории типов текста и синтаксисе текста, также новом, молодом лингвистическом направлении.

Для успешного развития методики русского языка необходимы связи и с другими смежными научными направлениями –
просодией, теорией дикции, стилистикой, риторикой, теорией литературных жанров.

В развитии речи учащихся методика опирается на литературоведение, поэтику, логику, теорию сценической речи.

Методика не может обойтись без опоры на историю русского языка (историческую грамматику, фонетику), а также на диалектологию. Последняя, в частности, совершенно необходима в той части методики, где рассматриваются методы и приемы работы над культурой речи учащихся, над усвоением норм русского литературного языка.

Методика как наука очень чутка к новым появляющимся и развивающимся лингвистическим теориям.

Так, за последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться следующие новые языковые теории:

  • теория словообразования, что дало основу для включения соответствующей темы в школьный курс русского языка;
  • теория типов текста уже прочно вошла в методику сочинения и школьную практику;
  • синтаксис целого текста и связей внутри текста (ССЦ);
  • теория актуального членения предложения;
  • функциональная грамматика;
  • фонемная теория орфографии.

Создание трудов по функциональной грамматике русского языка А.В.Бондарко, О.М.Ким, О.В.Кона стимулирует адекватный функциональный подход в методике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)