Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).

Методика русского языка как наука объединяет в себе различные направления:

  • методика русского языка в начальной школе;
  • методика русского языка как родного;
  • методика русского языка как неродного;
  • методика русского языка как иностранного.

Методика родного языка опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления.

Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции – быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде.

Задача научной методики – сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека.

Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя:

  • содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены;
  • деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по
    выявлению их знаний и умений;
  • деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков;
  • результат обучения.

Методика решает четыре задачи: «зачем изучать», т.е. определение целей и задач обучения русскому языку; «чему учить», т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программ, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий; «как учить»: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования; «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)