Понятие о методах и приемах обучения

Предмет методики обучения русскому языку – это оптимальная система сознательного управления учителем своими обучающими действиями. А это значит, что учитель должен в совершенстве владеть методами и приемами обучения.

Методическая мысль и практика преподавания накопили достаточно большой арсенал различных методов обучения, и
сегодня проблема заключается в том, чтобы выбрать не самый модный или наиболее распространенный метод, а именно тот единственный, который окажется наиболее эффективным в данных условиях преподавания.

«Каждый из существующих приёмов преподавания может быть при известных условиях полезен, но лишь целесообразный выбор их в каждом конкретном случае, целесообразное сочетание их и внесение по обстоятельствам нужных коррективов дают наиболее рациональный и совершенный способ преподавания», – писал известный языковед и методист А.И.Томсон.

В педагогической литературе методами обучения называют определенные способы взаимодействия деятельности учителя и
учащихся, направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания.

Методы обучения имеют свои функции: образовательные, воспитательные и развивающие. Единство обучения, воспитания и
развития – это основной принцип процесса, осуществляемого учебным заведением.

Ведущей функцией метода обучения является образовательная (обучающая), которая направлена на глубокое и прочное усвоение программного материала. Умение ученика применять полученные знания на практике – это критерий обучающей функции метода.

Воспитывающая функция метода обучения предполагает в процессе обучения реализацию воспитательных задач, то есть это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их личности.

Развивающая функция метода обучения тесно связана с образовательной. Так, упражнение призвано реализовать обучающую функцию, но и в то же время оно должно быть рассчитано на активизацию деятельности учащихся, на развитие их мыслей, творческих способностей.

При любом методе могут быть использованы прием анализа, прием сопоставления, прием обобщения. Следовательно, путь, по которому будет идти ученик от незнания к знанию, состоит из учебных действий, то есть приемов. Дидакты определяют приемы обучения как «детали» метода, его элементы или отдельные шаги.

Методический прием понимается как наименьшая методическая единица, которая призвана решать конкретную методическую и педагогическую задачу в процессе обучения.

В качестве методических приемов фигурируют:

  • показ;
  • объяснение;
  • обобщение;
  • трансформация;
  • наблюдение;
  • конструирование;
  • комбинирование;
  • подстановка;
  • контроль;
  • самоконтроль.

Существенно, что каждый из перечисленных приемов не противопоказан ни одному из методов.

Так, наблюдение и анализ значения нового для учащегося слова может осуществляться через показ обозначенного этим словом предмета или действия, через толкование слова, через разбор морфемного или словообразовательного состава слова.

Так, например, языковой анализ – это метод, а пунктуационный анализ текста (предложения) – это прием, с помощью которого учащиеся познают качественную характеристику отдельных знаков препинания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)