Содержание и методические принципы обучения фонетике
Термин «фонетика» происходит от греческого слова phone «звук» или phonetics «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)».
Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, так как фонетика изучает не только звуки речи, но также, например, слог, ударение. Поэтому общее определение фонетики должно быть более широким.
Главное место среди них занимают звуки речи: это основное средство оформления языка, его материализации. Поэтому звуки речи составляют основной объект фонетики, а изучение звуков речи соответственно составляет основную часть фонетики.
В фонетике выделяются несколько относительно самостоятельных частей:
- собственно фонетика, изучающая общие вопросы звуковой стороны языка, в частности, звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также вопросы фонетической членимости речи в целом;
- фонология (греч. phone «звук» и logos «учение») – наука о функциональной стороне звуков речи, о фонемах и их системе;
- акцентология (лат. accentum «ударение») – наука об ударении;
- просодия (греч. prosоdia «припев») – наука об интонации;
- силлабика ( греч. syllabе «слог») – наука о слоге и слогоделении;
- орфоэпия (греч. orthos «правильный» и epos «речь») – наука о правилах литературного произношения; это как бы практическая и прикладная фонетика – фонетика, обращенная к культуре речи.
Задачи преподавания фонетики в школе:
- дать правильное представление о звуковой системе русского языка;
- добиться того, чтобы учащиеся осознали основные случаи соответствия и несоответствия между произношением и написанием и познакомились с важнейшими нормами русского литературного произношения;
- использовать знание школьниками сведений из фонетики при обучении правописанию (орфографии и пунктуации), при обучении выразительному чтению, орфоэпическим нормам русского литературного языка.
Содержанием раздела являются:
В совокупности перечисленные понятия, отражая существенные признаки звуковой системы русского языка, составляют
основы знаний о ней.
Как отмечает известный российский учёный М.Т.Баранов, при изучении раздела фонетики действуют общеметодические и
частнометодические принципы.
К общеметодическим принципам он относит:
- экстралингвистический,
- функциональный,
- структурно-семантический,
- принцип межуровневых и внутриуровневых связей,
- нормативно-стилистический и исторические принципы.
Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со
смыслоразличительной функцией фонем (в школьной терминологии – звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией.
Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать учащимся их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.
Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Так, например, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними падежами объектное, с другими – пространственное значение.
Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их
норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например, адресата, замысла, жанра и стиля речи.
Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют материалистический взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.
Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения, далее отмечает М.Т.Баранов необходимо учитывать, кроме общеметодических принципов, частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.
Методика фонетики располагает следующими частнометодическими принципами:
- опора на речевой слух самих учащихся;
- рассмотрение звуков в морфеме;
- сопоставление звуков и букв.
Реализация принципа опоры на речевой слух самих учащихся приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами.
Сопоставление звуков и букв, предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики графики), также существенно влияет на овладение орфографией.
- Виды упражнений по фонетике
- Значение фонетико-орфоэпической работы
- Урок как основная форма организации
- Классификация методов и приемов обучения русскому языку
- Понятие о методах и приемах обучения
- Основные методы научного исследования в методике русского языка
- Связь методики со смежными дисциплинами
- Предмет и задачи методики преподавания русского языка
- Основные направления в развитии современной методической мысли
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу