Содержание и методические принципы обучения фонетике

Термин «фонетика» происходит от греческого слова phone «звук» или phonetics «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)».

Фонетику так иногда и определяют: «Фонетика – это наука о звуках речи».

Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, так как фонетика изучает не только звуки речи, но также, например, слог, ударение. Поэтому общее определение фонетики должно быть более широким.

Фонетика – это лингвистическая дисциплина, изучающая звуковую сторону языка в целом, звуковые средства языка, к которым относятся звуки речи, слоги, ударение, интонация.

Главное место среди них занимают звуки речи: это основное средство оформления языка, его материализации. Поэтому звуки речи составляют основной объект фонетики, а изучение звуков речи соответственно составляет основную часть фонетики.

В фонетике выделяются несколько относительно самостоятельных частей:

  • собственно фонетика, изучающая общие вопросы звуковой стороны языка, в частности, звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также вопросы фонетической членимости речи в целом;
  • фонология (греч. phone «звук» и logos «учение») – наука о функциональной стороне звуков речи, о фонемах и их системе;
  • акцентология (лат. accentum «ударение») – наука об ударении;
  • просодия (греч. prosоdia «припев») – наука об интонации;
  • силлабика ( греч. syllabе «слог») – наука о слоге и слогоделении;
  • орфоэпия (греч. orthos «правильный» и epos «речь») – наука о правилах литературного произношения; это как бы практическая и прикладная фонетика – фонетика, обращенная к культуре речи.

Задачи преподавания фонетики в школе:

  • дать правильное представление о звуковой системе русского языка;
  • добиться того, чтобы учащиеся осознали основные случаи соответствия и несоответствия между произношением и написанием и познакомились с важнейшими нормами русского литературного произношения;
  • использовать знание школьниками сведений из фонетики при обучении правописанию (орфографии и пунктуации), при обучении выразительному чтению, орфоэпическим нормам русского литературного языка.

Содержанием раздела являются:

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Звуки речи и буквы. Алфавит. Звуковое значение букв е,ё,ю,я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Гласные после шипящих. Гласные после ц. Правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных. Слог. Правила переноса слов. Основные элементы транскрипции: знак мягкости и квадратные скобки.

В совокупности перечисленные понятия, отражая существенные признаки звуковой системы русского языка, составляют
основы знаний о ней.

Как отмечает известный российский учёный М.Т.Баранов, при изучении раздела фонетики действуют общеметодические и
частнометодические принципы.

К общеметодическим принципам он относит:

  • экстралингвистический,
  • функциональный,
  • структурно-семантический,
  • принцип межуровневых и внутриуровневых связей,
  • нормативно-стилистический и исторические принципы.

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со
смыслоразличительной функцией фонем (в школьной терминологии – звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией.

Функциональный принцип заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд функций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболочки слова и в различении слов, функция слов – быть средством наименования реалий, предложений – средством отражения событий.

Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать учащимся их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Так, например, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними падежами объектное, с другими – пространственное значение.

Интересно
Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике – озвончение или оглушение согласных в определенных условиях) и, с другой стороны, между единицами разных уровней (возможность или невозможность функционирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения» форма родительного падежа множественного числа листьев, а в значении «плоский кусок, сделанный из какого-либо металла» листов.

Нормативно-стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их
норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например, адресата, замысла, жанра и стиля речи.

Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь.

Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют материалистический взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.

Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения, далее отмечает М.Т.Баранов необходимо учитывать, кроме общеметодических принципов, частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.

Методика фонетики располагает следующими частнометодическими принципами:

  • опора на речевой слух самих учащихся;
  • рассмотрение звуков в морфеме;
  • сопоставление звуков и букв.

Реализация принципа опоры на речевой слух самих учащихся приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами.

Сопоставление звуков и букв, предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики графики), также существенно влияет на овладение орфографией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)