Основные методы научного исследования в методике русского языка

В методике, как и в других науках, достоверность выводов и надежность рекомендаций обеспечиваются методами исследования.

Методику обогащает также изучение опыта работы школы и лучших учителей. В опыте школ рождаются новые методические
приемы, их системы и сочетания; передовые учителя показывают высокое мастерство воспитания. Изучению, обобщению и распространению передового опыта служат конференции учителей, публикации в журналах, газетах, сборниках.

Велика роль исследований деятельности учащихся: их речи, устной и письменной, теоретических знаний и умения их применять, допускаемых ошибок и их причин. Для этой цели применяется методика «срезов» – письменных работ, тестирование, анкетирование, беседы и интервью.

Немало интересных данных можно получить, анализируя документацию – тетради учащихся: выполнение упражнений, сочинения, списывание, – все это поддается количественной обработке, позволяет применить статистические методики обобщения материалов анализа.

Методический эксперимент

Весьма распространенным методом исследования является эксперимент по проверке доступности и эффективности новых
программ, учебников, пособий, новых методов и приемов обучения, отдельных типов уроков и их циклов, целых систем обучения. Он бывает поисковый, формирующий, контрольный.

Цель поискового (ориентирующего) эксперимента:

  • выявление проблем;
  • поиск исходных позиций;
  • поиск новых решений имеющихся проблем.

Эти первые попытки дадут экспериментатору представление о том, как «идет» новая методика, каков уровень возможностей
учащихся.

Формирующий (обучающий) эксперимент – это наиболее широкий и длительный эксперимент, в котором для сравнения обычно, параллельно с экспериментальными, создаются контрольные классы, где применяется другая методика (другие программы, учебники, упражнения и пр.). Такой эксперимент позволяет определить сравнительную эффективность разных методик.

Нередко возникает необходимость повторить эксперимент либо с целью частичных изменений в методике, либо для получения более убедительных результатов, либо для отработки конкретных приемов деятельности учителя и учащихся (так
называемой «технологии»).

Интересно
Контрольный эксперимент проводится по завершении основного, формирующего, с целью получения материала для оценки новой методики. Нередко он приобретает форму среза в виде контрольных работ, тестов, сочинений, докладов учащихся, их творчества и пр. «Срезы» дают материал для анализа, статистической обработки, обобщения в виде таблиц, схем, диаграмм. При обработке срезовых материалов нужно пользоваться едиными критериями, которые составляются заранее, на начальных этапах формирующего эксперимента, и отражают задачи новой методики и, следовательно, всей экспериментальной работы.

В наши дни эксперимент стал самой распространенной формой методических исследований: его проводят не только
научные работники институтов, но и учителя школ.

Названные виды эксперимента носят общедидактический характер. Но есть и такой вид эксперимента, который позаимствован методикой у лингвистической науки: лингвистический эксперимент.

Метод лингвистического эксперимента опирается на чутье языка: учащимся предлагается выполнить ту или иную языковую
задачу; каждый выполняет ее в соответствии со своим языковым опытом, индивидуальным стилем; затем результаты анализируются, делаются выводы. Метод применяется, например, для выяснения того, какие синтаксические конструкции учащиеся предпочитают употреблять при выражении одного и того же содержания: сложносочиненные или  сложноподчиненные предложения. Оказалось, что к старшим классам усиливается тенденция использования сложноподчиненных предложений; исследователь делает вывод об усилении подчинительных отношений в речи учащихся по мере их взросления.

Диагностика и прогнозирование в обучении русскому языку

Эти методы исследования довольно часто используются учителями. Вот пример.

На протяжении длительного времени – нескольких лет – фиксировались сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках учащихся в диктантах и сочинениях. Сопоставление статистических материалов по годам позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учащихся как в целом, так и по отдельным типам орфограмм и пунктуационных правил. Предположим, обнаружено увеличение числа ошибок в написании слов, не проверяемых правилами, а также в употреблении знаков препинания при обособлении второстепенных членов предложения.

Первый вывод, который делает исследователь-учитель: «болезнь» определена, необходимо усилить

работу над правописанием непроверяемых слов и над обособлением второстепенных членов на письме. Но этой вполне оправданной и необходимой мерой нельзя ограничиться: нужно искать причину возникших трудностей в работе учителя и учащихся (вторая ступень диагностики). Возможно, причина – в методике.

Причиной ошибок первого типа, возможно, была недооценка приема проговаривания слов, отчетливого их произнесения и запоминания. Учитель вводит такой вид деятельности учащихся, и, если количество ошибок этого типа уменьшается, значит, причина их определена правильно. Помимо этого учитель мобилизует и другие приемы: использует орфографический словарь, настенные плакаты, цветные мелки для выделения орфограмм, сопоставление непроверяемых слов, если они заимствованы из других языков, с их аналогами в языке-источнике.

Причиной пунктуационных ошибок указанного выше типа могла быть недооценка работы над смыслом обособляемых
оборотов – один лишь структурный подход. Экспериментатор в беседе с учащимися выясняет, в достаточной ли степени учащиеся владеют смысловым анализом обособленных конструкций. Дальнейшая работа организуется так, что школьники учатся понимать выделительную функцию знаков препинания при обособлении, опираясь на понимание задачи высказывания, задачи выражения смысла, а также на соответствующую интонацию.

На основе диагностики исследователь-учитель осуществляет выбор методов из числа возможных вариантов, что служит основой оптимизации обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)