Классификация методов и приемов обучения русскому языку

Классификация методов обучения русскому языку богата и разнообразна.

Она складывается из общедидактических методов, то есть методов, которые являются общими для всех (или большинства) изучаемых учебных предметов.

К ним относятся:

  • слово учителя (объяснение, рассказ);
  • беседа;
  • лекция;
  • работа с книгой;
  • упражнения;
  • использование наглядных пособий (схем, таблиц);
  • экскурсии.

Классификация методов обучения русскому языку также складывается из специфических методов, то есть методов, присущих только данному предмету (родному языку) – это различные виды разбора, диктант, изложение. Особо следует выделить методы лингвистической науки.

К ним относятся:

  • языковой анализ;
  • метод наблюдений;
  • экспериментальный метод;
  • метод моделирования;
  • метод конструирования;
  • статистический метод.

Все многообразие методов, которыми пользуется учитель, может быть представлено в виде определенной системы, основными признаками которой, как отмечает А.В.Текучев, являются:

  • полнота охвата всех сторон предмета обучения;
  • взаимосвязанность всех методов между собой;
  • единство общедидактических принципов как основы всех методов.

Метод наблюдений над языковыми явлениями применяется с целью наилучшего осознания изучаемой языковой теории.
Наблюдения, как правило, проводятся под руководством учителя по определенному плану (или данным в учебнике вопросам) и готовят учащихся к осознанному усвоению определений, правил.

Материал для наблюдений в учебниках обычно состоит из двух частей:

  • языкового материала;
  • вопросов для анализа языковых явлений.

Вслед за наблюдением помещается правило, определение, то есть обобщаются обнаруженные закономерности языка.

Материал, представленный в учебниках для анализа, дан как в виде готового текста (слова, словосочетания, предложения или связного текста), так и задания, помогающего ученикам самостоятельно подобрать текст для анализа. Установка на усвоение учащимися языка как единства во всем многообразии его проявлений, а также стремление активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их наблюдательность, способность к выводам определили широкое применение метода наблюдений над языком, особенно на первой ступени изучения систематического курса русского языка (5-6 классы).

Метод аналогии выступает в процессе обучения как метод познания.

Использование этого метода позволяет учащимся:

  • устанавливать сходство между языковыми явлениями;
  • приобретать новую учебную информацию;
  • осознавать изучаемый материал, закреплять его;
  • обобщать и систематизировать знания.

Метод аналогии широко используется в процессе изучения орфографии и пунктуации. Он богат и методическими приемами.
Так, учащимся нередко предлагается отыскать в художественном тексте предложения по аналогии с данным, содержащим определенную пунктограмму.

Обобщение пройденного материала по пунктуации сложносочиненных предложений, сложноподчиненных с однородными
придаточными можно изучать в 9 классе по аналогии с пунктуацией предложений с однородными членами.

Например, в упражнении учащимся предложено распространить предложения так, чтобы у них получилось одно предложение простое с однородными членами, а второе – сложносочиненное.

Такой подход делает работу учащихся более эффективной, высвобождает значительное время, которое можно использовать для выполнения практических заданий.

Метод эксперимента в обучении применяется не на всех этапах урока (целесообразнее его применять в ходе повторения,
закрепления изученного материала).

Так, в 7 классе, повторяя изученный материал о знаках препинания и осознания их роли в письменной речи для развития зрительного восприятия, учитель на доске записывает два текста: один со знаками препинания в конце предложений (этот текст закрыт бумагой), другой без знаков препинания.

Текст без знаков препинания допускает разное чтение (Туча закрыла небо подул порывистый ветер пошел дождь). С помощью вопросов учителя и чтения текста, в котором расставлены знаки препинания, нет разного толкования, все понятно. Учащиеся приходят к правильному выводу о назначении знаков препинания: помогать читающему правильно воспринимать смысл. Следовательно, метод эксперимента активизировал мыслительную деятельность учеников.

Аналитико-синтетический метод является основным при обучении всем учебным предметам; вся познавательная работа
ученика – это прежде всего анализ и синтез. И на уроках русского языка, посвященных раскрытию какой-либо темы, как правило, анализ непрерывно сменяется синтезом, синтез – анализом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)