Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности

В самом общем значении под результатом какой-либо деятельности можно понимать необратимые последствия ее осуществления. Итога деятельности педагога принято обозначать терминами «результаты», «продукты», «эффекты», «достижения». При оценке качества педагогической деятельности используются понятия «резулыативность», «эффективность», «продуктивность».

Если педагогам задать вопрос о результатах их педагогической деятельности, как правило, последует перечисление личных достижений учеников (воспитанников): их отметки, награды, победы, случаи поступления в вузы, выбор профессии и т.п. Но разве они являются результатами деятельности педагога? Ведь не секрет, что успехи воспитанников или учеников могут быть достигнуты вовсе не благодаря усилиям педагога, а даже порой и вопреки им.

Получается, что вольно или невольно педагоги как бы приписывают себе результаты деятельности учеников, полагая, что эти достижения всецело зависят от их работы, а потому и считают их результатами собственной деятельности.

Эта практическая проблема прекрасно проиллюстрирована в стихотворении Феликса Кривина

«Курица и змея», или «О воспитании»:
Подложили наседке змеиные яйца.
Смотрит бедная курица и удивляется:
«Что за дети растут — настоящие змеи,
Может быть, я воспитывать их не умею?»
А змею положили на яйца наседки…
У нее оказались прекрасные детки,
Потому что змея относилась к ним строго…
До чего же ответственна роль педагога.

Рассматривая вопрос педагогической деятельности, можно выделить несколько проблем, каждая из которых имеет самостоятельное праксеологическое значение. Прежде всего проблему сущности (что понимать под результатами и результативностью педагогической деятельности?). Затем проблему достижимости (как достигать желаемых результатов, какой должна быть педагогическая деятельность, приносящая результаты?). И наконец, можно выделить проблему оценивания (как оценить и измерить результативность деятельности?).

Логика здравого смысла требует поиска ответов на поставленные вопросы именно в том порядке, в котором они обозначены, а никак не наоборот. Между тем в реальной практике зачастую сначала берутся за проблему оценивания, потом обсуждают, что и как следовало делать, и только затем задаются вопросом, чего же надо на самом деле достигать и что оценивать.

Вопрос о том, что можно считать результатом педагогической деятельности, не так прост, как кажется на первый взгляд. Дело в . том, что все виды педагогической деятельности тесно связаны с процессами, протекающими независимо от педагога. Как же выделить то, что действительно было получено благодаря педагогической активности?

Одни ученые склонны видеть педагогический результат в усвоении содержания образования (усвоение учащимися знаний, умений, навыков, эффективность усвоения учебного материала, отношение учащихся к учебному труду, качество знаний и умений учащихся). В данном случае представление о результате педагогической деятельности связывается с результатами процесса обучения.

Другие исследователи указывают на результат, который может стать следствием разных видов педагогической деятельности, поскольку связан с изменением личности ученика, его развитием,
приобретением новых способностей, стимулированием самосовершенствования, пробуждением внутренних процессов.

«Проделывая внутренний ход развития, эти изменения становятся затем внутренним достоянием самого ребенка». Причем они происходят независимо от качества полученного вещественного (предметного) результата. Известный советский дидакт И.Я.Лернер, рассматривая педагогический результат как психические изменения в структуре личности, сделал по этому поводу замечание, с которым трудно не согласиться: «Ученик, не усвоивший учебный материал, не остается прежним».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)