Сущность и принципы маркетинга персонала

В настоящее время, в связи с переходом к концепции управления человеческими ресурсами, меняются роль работника в организации, а также система взаимоотношений «работодатель–работник». Работодателю приходится все чаще задуматься о том, как найти хорошего работника и, самое главное, как удержать его в организации. Ему на помощь приходит относительно новое понятие – маркетинг персонала или внутренний маркетинг организации, сущность которого заключается в определении методов управления персоналом экономически эффективных и социально оправданных.

Специалисты маркетинг персонала рассматривают с трех точек зрения:

  1. Как основной принцип управления персоналом, ориентированного на рынок труда.
  2. Как метод систематизированного поиска управленческих решений в управлении персоналом.
  3. Как средство достижения конкурентных преимуществ организации.

Маркетинг персонала — это управленческая деятельность, нацеленная на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами; реализуемая в виде планомерных действий по применению маркетинговых инструментов внутри организации, направленных на мотивацию и межфункциональную интеграцию клиентоориентированного персонала, а также преодоление сопротивления изменениям в целях эффективного удовлетворения потребностей внешних клиентов.

К основной цели маркетинга персонала относят оптимальное использование трудового потенциала работника, при них создавая максимально благоприятных условий труда, направленных на повышение его эффективности, а также на развитие в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к организации.

Для реализации поставленной цели руководству необходимо решить следующие задачи маркетинга персонала:

  • регулярно осуществлять мониторинг рынка труда с целью эффективного покрытия потребности в персонале;
  • изучать тенденции развития организации для своевременной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам;
  • производить поиск и приобретение работников, соответствующих требованиям, предъявляемым организацией;
  • преодолевать сопротивления, часто возникающие со стороны работников нововведениям;
  • снижать коммуникационные барьеры между подразделениями организации и межфункциональных разногласий;
  • ориентировать управленческую деятельность на персонал, принимать управленческие решения с учетом интересов работников;
  • развивать благоприятный для работы климат психологической поддержки, помощи, взаимного доверия и уважения и т.д.

Выполнение цели и задач предполагает реализацию определенных видов деятельности:

  • проведение маркетинговых исследований потребностей и интересов работников;
  • планирование, разработка и реализация мероприятий, касающихся удовлетворения интересов и потребностей персонала;
  • на основании мониторинга рынка труда и стратегии организации разработка новых или внесение изменений в существующие требования работникам;
  • определение потребности в персонале;
  • расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
  • выбор способов компенсации потребностей в персонале;
  • формирование эффективной коммуникационной стратегии.

Специалисты по маркетингу еще в 70-е гг. разработали концепцию, которая успешно используется и развивается в настоящее время. Согласно данной концепции, маркетинг включает четыре основных элемента: продукт, цена, сбыт и продвижение; на основании которых формируются маркетинговые стратегии; реализация которых позволяет организации успешно решать поставленные цели и быть конкурентоспособной.

С точки зрения маркетинга персонала комплекс внутреннего маркетинга включает:

  1. Продукт – это работник, который способен предоставить определенный результат труда (качество), обладая необходимыми для организации знаниями, умениями, навыками и качеством. С точки зрения маркетинга персонала основной акцент делается на изучение интересов и потребностей персонала с целью удовлетворения их, реализуя цель организации. Удовлетворенность персонала трудовой деятельностью зависит от того, насколько потребительские свойства этого продукта (содержание работы, ее объем, творческий характер, временной график выполнения) соответствуют ожиданиям персонала.
  2. Цена, с точки зрения внутреннего маркетинга, определяется как цена внутреннего продукта. Эта категория определяет стоимость должности на рынке труда, или конкретного работника, обладающего необходимыми качествами для организации, или стоимость материальных, социальных и иных благ, получаемых сотрудниками за свою работу. Основная деятельность заключается в постоянном мониторинге рынка труда и изменений в организации.
  3. Место, т. е. определение насколько востребована определенная должность на рынке труда, и правильное распределение работников в организации, а также поручаемой им работы.
  4. Продвижение внутреннего продукта происходит благодаря созданию системы эффективных маркетинговых коммуникаций между участниками внутреннего рынка, начиная от создания резюме и прохождения отбора в организацию конкретного работника и завершая формированием положительного имиджа организации в целом.

Организация формирования маркетинга персонала предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  1. Осуществление маркетинговых исследований персонала, включающих сбор, обработку и анализ информации, связанной с персоналом.
  2. Выявление и анализ внешний и внутренних факторов, определяющих направление деятельности маркетинга персонала.
  3. Разработка и утверждение мероприятий, связанных с реализацией маркетинга персонала в организации.
  4. Формирование плана маркетинговой деятельности в сфере управления персоналом и информирование о нем всего коллектива.
  5. Реализация и контроль плана маркетинговой деятельности в сфере управления персоналом.
  6. Анализ и корректировка деятельности маркетинга персонала в организации.

Специалисты выделяют две функции маркетинга персонала: информационную и коммуникационную.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)