Структура, содержание, преимущество комплексных программ

Рассмотренные особенности комплексных программ позволяют дать наиболее обобщенное определение.

Программу следует понимать как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам завершения комплекс плановых мероприятий различного характера (социально-экономического, производственного, организационного, научно-технического и т. д.), обеспечивающих достижение важнейших для развития социально-экономической системы целей, эффективная и своевременная реализация которых превышает возможности существующей организации отраслевого и территориального управления и требует, как правило, существенного изменения сложившихся пропорций, структуры и темпов развития затрагиваемых сфер национальной экономики.

К комплексу мероприятий программы следует отнести и создание организационных, экономических и других условий, гарантирующих ее выполнение, создание необходимых управляющих органов или изменение функций существующих, создание определенных условий финансирования, кредитования, выделения ресурсов, стимулирования и др.

Программы формируются как звено последовательной цепочки государственного управления: цели макроэкономического развития – проблемы – программы – эффективное решение.

Проблемы характеризуют соотношение между достигнутым уровнем и целями перспективного общественного развития, а программы представляют собой инструмент решения важнейших выдвинутых проблем.

Окончательный выбор программно решаемых проблем осуществляют на основе комплексной оценки социально-экономической эффективности предполагаемых программ, предусматривающей сопоставление ожидаемых затрат и результатов на каждой из них с учетом значимости для всей социально-экономической системы и прогнозируемых долговременных последствий.

В качестве оценочных критериев выступают, например:

  • настоятельность проблемы как расхождение между потребным и ожидаемым по экстраполяционному прогнозу уровнями удовлетворения программно реализуемой функции (чем больше это расхождение, тем настоятельнее создание программы);
  • комплексность проблемы, определяемая, например, количеством участвующих в программе отраслей, требующих резкого изменения темпов развития (с увеличением количества отраслей, требующих совместного динамичного развития, возрастает необходимость программного управления ими);
  • важность проблемы, учитывающая значимость ее решения для перспективного развития народного хозяйства, экспертно измеряемая, например, в виде условной оценки важности по балльной шкале и др.

Вышеприведенные признаки программно решаемых проблем и отличительные свойства народнохозяйственных программ служат основой для формирования планирующими органами перечня программ, реализуемых в каждом периоде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)