Стратегии конфликтного взаимодействия
В ситуации конфликта люди не всегда рационально выбирают ту или иную стратегию взаимодействия. Как указывает В. А. Фокин, «…существуют два принципиально различных способа реагирования в конфликтных ситуациях:
- рациональный — поведение субъекта определяется осознанными им целями, а средства, используемые для достижения своих целей, адекватны сложившейся ситуации, тогда его поведение в основном предсказуемо;
- иррациональный — цели субъекта не вполне ясны ни ему самому, ни окружающим; используемые средства неадекватны целям, и поведение его характеризуется тем, что оно не является привычным для него в аналогичных ситуациях…».
Автор видит причины этого в амбивалентном проявлении конфликтогенных и конфликтоэлиминирующих сил, а также в особенностях и глубине межличностных отношений, особенностях личности, социокультурной ситуации, в частности, степени действенности традиционных норм и ценностей поведения. Конфликтогенные и конфликтоэлиминирующие силы имеют как внешнюю, так и внутриличностную природу. Конфликтоэлиминирующие силы создают некий барьер, препятствующий развертыванию конфликтного поведения. Иррациональный вариант поведения более вероятен при большой значимости ситуации для участников, а также при высокой степени субъективной близости конфликтогенных и конфликтоэлиминирующих моментов.
Таким образом, реальное конфликтное поведение может сочетать как сложные рациональные стратегии, так и некоторые иррациональные включения, что чрезвычайно затрудняет его анализ и психологическую помощь конфликтующим сторонам. В связи с этим, особой задачей должно стать выявление признаков иррационального поведения.
Стратегии, которые реализуются в конфликтном взаимодействии, находят отражение в поведении людей. Как правило, выделяют пять стилей конфликтного взаимодействия. Различные авторы используют сходные, но не идентичные классификации.
Так, Блейк и Моутон к их числу относят: уклонение, сглаживание,
принуждение, компромисс, решение проблем.
У. Томас и Р. Килмен, используя две переменные: напористость (внимание к своим интересам) и кооперацию (внимание к интересам другого), выделили следующие стили конфликтного взаимодействия: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество и соревнование.
Соревнование, конкуренция, конфронтация, соперничество реализуют стратегию, направленную на удовлетворение своих интересов в ущерб другому. Приспособление в противоположность соперничеству означает принесение собственных интересов в жертву ради другого. Избегание как стратегия примечательно тем, что для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сутью компромисса является тактика второстепенных уступок. Стратегия сотрудничества реализуется в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Существует перечень обстоятельств, для которых признается целесообразным реализация конкретной стратегии конфликтного взаимодействия. Так, сотрудничество и выработка совместных решений при возникновении конфликтных ситуаций рекомендуются в следующих случаях:
- когда каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;
- если основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;
- когда необходима интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников, имеющих различные подходы к решению проблемы для выработки оптимального решения;
- если представляется важным повышение личностной вовлеченности в деятельность, деловое общение и укрепление групповой сплоченности;
- когда необходимо преодолеть негативные эмоции, препятствующие развитию целесообразных для деятельности отношений.
Стиль приспособления рекомендуются в ряде конфликтных ситуаций:
- когда наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
- если предмет разногласия более существен для оппонентов и требуется удовлетворение их притязаний, восстановление обстановки сотрудничества и взаимопомощи;
- если необходимо упрочить взаимное доверие и стремление прислушиваться к мнению других, если открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается в данный период;
- если существует возможность позволить оппонентам действовать по собственному усмотрению, с тем чтобы они приобрели умения и навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;
- когда необходимо признать собственную неправоту или когда сложно отстаивать свою точку зрения.
Игнорирование конфликта признается целесообразным, если:
- источник разногласий тривиален и несуществен по сравнению с более важными задачами;
- необходимо время для того, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
- изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляются более важными, чем немедленное принятие решений;
- предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
- конфликтующие стороны могут сами’более успешно урегулировать конфликт;
- отсутствие согласованности, отчужденность, непримиримость, которые могут еще больше проявиться в процессе решения конфликта, вызывают сомнние в необходимости рассмотрения проблемы в данный период времени.
- Как оптимизировать внедрение психологического обеспечения управления человеческими ресурсами
- Психологическое обеспечение планирования карьеры и внутриорганизационных перемещений
- Планирование карьеры как партнерское взаимодействие
- Психологическое обеспечение расстановки персонала и планирования карьеры
- Психологическое обеспечение инновационной деятельности организации
- Оценка эффективности мероприятий по повышению квалификации и переподготовке специалистов
- Психологическая поддержка благоприятного для образования климата организации
- Психологические аспекты оптимизации методов подготовки персонала
- Обоснование содержания программ подготовки и повышения квалификации с точки зрения психологических закономерностей обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу