Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

Одним из стратегических решений в логистике закупок является выбор между двумя альтернативами – изготавливать комплектующие самим или закупать их на стороне.

Данные решения принимаются в рамках задачи «сделать или купить». В англоязычной литературе эта задача встречается под названием «Make-or-Buy Problem», или сокращенно – «задача MOB».

Решение данной задачи зависит отряда внешних и внутренних факторов и лежит в поле решения стратегических задач предприятия, поскольку выбор того или иного варианта в значительной степени влияет на особенности функционирования логистической и производственной систем, на взаимодействие с поставщиками, и, в конечном счете, на затраты и прибыль.

Интересно
К внешним факторам производства относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам производства относятся условия на самом предприятии.

В узком смысле «задача MOB» представляет собой непосредственно выбор в области закупочной деятельности предприятия.

Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

  • потребность в комплектующем изделии не велика;
  • отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
  • отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

  • потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
  • комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

В общем виде основные причины принятия решения «Делать» или «Покупать» представлены в таблице 3.3.

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

Задача «сделать или купить» разбивается на две части по два этапа в каждой. Часть 1. Покупать материалы у производителя или производить их на своем предприятии, то есть решение задачи «make or buy» – «сделать или купить» (рис. 3.1).

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

Исходя из представленного выше, основным критерием принятия решения является сравнение совокупных затрат, связанных с собственным производством, и затрат, связанных с закупкой.

При решении задачи «сделать или купить», применяется модель общих затрат (Total Cost of Ownership – ТСО), в которой кроме отпускной цены поставщика учитываются оптовые скидки, условия оплаты и размер транспортно-заготовительных расходов, которые в свою очередь определялись видом транспорта и типом подвижного состава.

Кроме того, в общих затратах учитываются маркетинговые и транзакционные затраты, связанные с анализом рынка товаров и услуг, а так же выстраиванием взаимодействия с поставщиками.

Аналитическое решение «задачи сделать или купить» представляет собой решение системы уравнений и нахождение равновесного объема производства или точки смены решения.

Затраты на закупку (PC, от англ. procurement costs) в основном состоят только из переменных издержек и определяются ценой поставщика, а также могут включать логистические затраты по доставке, переработке и хранению закупаемой продукции.

Их можно рассчитать по формуле:

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

Затраты на собственное производство состоят из постоянных и переменных производственных издержек и возможных капитальных затрат на организацию производства. К переменным производственным издержкам относятся, например, стоимость сырья, рабочей силы, энергии. К постоянным – накладные расходы, величина амортизационных отчислений, платежи по кредитам и пр.

К капитальным – затраты на покупку, доставку, монтаж оборудования, обучение рабочих и др. Капитальные затраты включаются в состав текущих производственных издержек в процессе амортизации. Кроме указанного, в зависимости от объема закупки будут изменяться такие составляющие, как затраты на доставку (при поставке партии, объемом меньше грузовика, контейнера, вагона затраты на доставку могут быть одинаковыми вне зависимости от наполняемости транспортного средства или контейнера), затраты на хранение приобретенной партии. Также необходимо учесть, что поставщики товаров и услуг могут предоставлять скидки в зависимости от объема заказа.

Таким образом, совокупные издержки (TC, от англ. total cost) собственного производства можно посчитать по формуле:

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

При PC < TC, принимается решение о закупке («Buy»), в противном случае – о собственном производстве («Make»). Для того чтобы найти «точку смены решения», решим уравнение:

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

Таким образом, если потребность в ресурсе превышает Q* целесообразно наладить собственное производство, в противном случае – закупать ресурсы. Рассматриваемую задачу можно решить графически. График строят в координатах: x – потребность в ресурсе, y – затраты.

Ранее рассматриваемые выражения для расчета затрат можем представить как линейные функции:

  • PC – функция затрат на закупку, прямо пропорциональна потребности, строится по двум точкам при известных Q и P;
  • VC– функция переменных издержек на производство, прямо пропорциональна потребности, строится по двум точкам при известных Q и AVC;
  • FC – функция постоянных издержек производства, не зависит от объема производства, строится параллельно оси абсцисс;
  • TC– функция общих издержек производства, строится из точки пересечения функции FC и оси ординат параллельно линии VC.

Описанные зависимости представлены на рисунке 3.3.

Стратегические перспективы решения проблемы сделать или купить в логистике закупок

Точка пересечения линий TC и PC соответствует «точке смены решения». Значения потребности левее данной точки соответствуют решению о закупке, правее – решению о собственном производстве.

В расширенном понимании стратегический аспект решения «задачи сделать или купить» представляет собой выбор между двумя альтернативными логистическими стратегиями: инсорсинга и аутсорсинга.

То есть, «задача сделать или купить» – это класс задач по принятию альтернативных стратегических решений в коммерческой деятельности. В частности, это касается выбора между собственным или наемным транспортом, собственным складом или складом общего пользования и т. д.

Решение задачи «сделать или купить» является многокритериальным, и для принятия стратегического решения выбора одной из альтернатив, простого сопоставления затрат недостаточно. Также, решение данной проблемы возможно с применением математических методов и моделей, в частности, с помощью моделей теории игр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)