Статус

От лат. status положение, состояние, статус. Понятие С. из юриспруденции в логику было введено Тертуллианом. Значение С. со времен ранней патристики придается предикату, образующему единство со связкой. Согласно идее С., любая предикация, в том числе определение, есть одно из свойств субъекта.

В идее С. осуществляется связь идеи универсальности с идеей субъектности, которой присуща интенциальная способность конструировать предмет. С. всегда бытие-чем-то, что означает: всякое бытие в христианском мире присуще чему-то прямо и непосредственно.

Невозможно бытие, присущее вещи некоторым образом, как говорил Аристотель. По Тертуллиану, «быть ничем» значит «не быть вообще», а «быть» значит быть «не-ничем». В этом качестве идея С. близка идее значения. Разные С. друг относительно друга являются тропами. Петр Абеляр идее С. придает логическое обоснование.

Поскольку субъект причащает себе любую вещь, то этот субъект первично – полностью и непосредственно обладает всеми возможными формами бытия. В силу этого глагол «быть» всегда употребляется двуосмысленно в экзистенциально-связующем, причащающем вещь Богу, значении.

Фундаментальная форма предложения у Петра Абеляра А есть-В, или, если «есть-В» обозначить как С, АС. Глагол «быть» выступает в порождающей функции. В «Теологии Высшего блага», анализируя высказывание «Бог есть Отец, или Сын», Петр делает такой вывод: «Мы не будем не правы, сказав, что Мудрость рождается Могуществом, то есть что Мудрый происходит от Могучего».

Порождение есть акт связи, ведущий к существованию. Так, пишет Петр Абеляр, можно сказать, что «восковое изваяние происходит из воска, хотя, однако, сам воск и восковое изваяние тождественны по сущности», но не по статусу, который обусловлен разными свойствами вещи и различием идей творения и рождения.

Идея С. предполагает, что одна и та же вещь может быть взята в разных отношениях (с другими вещами, внутри самой себя и рассмотренная с разных позиций и в разных положениях); в философии ХХ в. она созвучна идее «состояния дел» или «положения вещей», высказанной Л. Витгенштейном.

Понятие С. в социологию было введено для того, чтобы разграничить социально-экономическое положение в зависимости от оценки места человека и группы в обществе.

Начиная с М. Вебера С. понимается как характеристика уважения и престижа, который приписывается членам определенной социальной группы (личностный С), профессиям (профессиональный С), социальным группам (статусные группы), предполагает определенные ожидания и социальное признание. В теории социальных ролей С. положение, занимаемое человеком в социальной группе и сопрягаемое с совокупностью прав и обязанностей (социальная роль), которая принимается им и «разыгрывается».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)