Становление педагогической праксеологии
В течение многих столетий мыслители стремились связать научную картину мира с потребностями повседневной человеческой практики. Немецким философом Э.Гуссерлем (1858—1938) была сформулирована идея о «жизненном мире» как совокупности всех возможных или действительных «горизонтов» опыта человеческой жизни. Применительно к жизни в профессии она рождает представление о существовании профессиональной картины мира, в которой должны интегрироваться теоретические воззрения и практический опыт.
О значении теоретического знания для построения успешной практики писали многие философы и педагоги. В истории развития науки неоднократно предпринимались попытки создать систему знаний о человеческих действиях. Среди авторов, внесших значительный вклад в разработку проблем, связанных с деятельной сущностью человека и усовершенствованием практической
деятельности, — И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте, К.Маркс, Дж.Локк, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже, М.Вебер, П.Толкотт, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. Котарбинский и многие другие.
Их работы дают обширный материал для выделения основных категорий, понятий, проблем, составляющих контекст педагогической праксеологии как интегративной области научного знания.
Педагогическая праксеология выступает в системе педагогического знания как общая теория педагогической деятельности. Как область науки, ориентированная на практические потребности, она в первую очередь обращена к работе педагога в ее всеобщих —- сущностных, отражающих внутреннюю природу профессионально-педагогическойдеятельности, и существенных, важных для людей, причастных к педагогической деятельности, —
проявлениях.
Такое знание формируется на пересечении:
– философских положений, категорий, законов, с помощью которых объясняется феномен трудовой деятельности;
– общенаучных подходов, связанных с рассмотрением и решением проблем профессиональной активности человека и закономерностей построения его деятельности;
– междисциплинарного знания, аккумулирующего совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления педагогических действий;
– собственно педагогического методологического знания о системе педагогической деятельности;
– результатов рефлексии по поводу причин, условий и механизмов успешности педагогической деятельности.
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методологическое знание формирует основу для осознанных с позиций науки профессиональных действий.
Одна из трактовок методологии педагогики рассматривает ее как сферу, включающую учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики. В предмете, которым занимается методология, сущностным оказываетсяотношение«познание—преобразование».
Для построения концептуального образа того или иного элемента науки кроме императивных аргументов и эмоциональных доводов необходимо раскрыть и обосновать следующие ее характеристики:
– объект и предмет научного познания;
– объективное назначение данной научной дисциплины (или области, течения, направления), ее цели, функции, основные исследовательские задачи;
– категориальный (понятийно-терминологический) аппарат;
– основания структурирования научного знания, дифференциации научной деятельности, определения приоритетных направлений исследований;
– исследовательский аппарат (типология и методы научных исследований);
– характер связей с другими научными дисциплинами и областями;
– связи с практикой.
Предмет педагогической праксеологии — закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности.
Цель педагогической праксеологии — получение и представление Профессиональному сообществу практико-ориентированного методологического знания об общих принципах и способах рациональной и продуктивной педагогической деятельности.
Научная миссия педагогической праксеологии — обнаружение и описание общего, того, что в ценностно-смысловом и технологическом отношениях объединяет отдельные виды деятельности, существующие в поле профессионально-педагогической активности.
Педагогическая праксеология в какой-то степени призвана доказать это, выступая общим научным основанием профессиональных действий и теоретическим ключом к их осознанию. В качестве философии профессионального («правильного» с точки зрения объективных закономерностей и смысла профессии) действия она дает практическому работнику возможность сделать свой труд осмысленным и эффективным.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу