Становление педагогической праксеологии

В течение многих столетий мыслители стремились связать научную картину мира с потребностями повседневной человеческой практики. Немецким философом Э.Гуссерлем (1858—1938) была сформулирована идея о «жизненном мире» как совокупности всех возможных или действительных «горизонтов» опыта человеческой жизни. Применительно к жизни в профессии она рождает представление о существовании профессиональной картины мира, в которой должны интегрироваться теоретические воззрения и практический опыт.

В этом смысле правомерно предполагать наличие педагогической картины мира, которая подспудно складывается и всегда скрыто присутствует в сознании педагога. Одно из центральных мест в ней по праву принадлежит педагогической деятельности.

О значении теоретического знания для построения успешной практики писали многие философы и педагоги. В истории развития науки неоднократно предпринимались попытки создать систему знаний о человеческих действиях. Среди авторов, внесших значительный вклад в разработку проблем, связанных с деятельной сущностью человека и усовершенствованием практической
деятельности, — И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте, К.Маркс, Дж.Локк, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже, М.Вебер, П.Толкотт, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. Котарбинский и многие другие.

Их работы дают обширный материал для выделения основных категорий, понятий, проблем, составляющих контекст педагогической праксеологии как интегративной области научного знания.

Педагогическая праксеология выступает в системе педагогического знания как общая теория педагогической деятельности. Как область науки, ориентированная на практические потребности, она в первую очередь обращена к работе педагога в ее всеобщих —- сущностных, отражающих внутреннюю природу профессионально-педагогическойдеятельности, и существенных, важных для людей, причастных к педагогической деятельности, —
проявлениях.

Такое знание формируется на пересечении:

– философских положений, категорий, законов, с помощью которых объясняется феномен трудовой деятельности;

– общенаучных подходов, связанных с рассмотрением и решением проблем профессиональной активности человека и закономерностей построения его деятельности;

– междисциплинарного знания, аккумулирующего совокупный теоретический и практический опыт рационального осуществления педагогических действий;

– собственно педагогического методологического знания о системе педагогической деятельности;

– результатов рефлексии по поводу причин, условий и механизмов успешности педагогической деятельности.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методологическое знание формирует основу для осознанных с позиций науки профессиональных действий.

Одна из трактовок методологии педагогики рассматривает ее как сферу, включающую учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики. В предмете, которым занимается методология, сущностным оказываетсяотношение«познание—преобразование».

Для построения концептуального образа того или иного элемента науки кроме императивных аргументов и эмоциональных доводов необходимо раскрыть и обосновать следующие ее характеристики:

– объект и предмет научного познания;

– объективное назначение данной научной дисциплины (или области, течения, направления), ее цели, функции, основные исследовательские задачи;

– категориальный (понятийно-терминологический) аппарат;

– основания структурирования научного знания, дифференциации научной деятельности, определения приоритетных направлений исследований;

– исследовательский аппарат (типология и методы научных исследований);

– характер связей с другими научными дисциплинами и областями;

– связи с практикой.

Предмет педагогической праксеологии — закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности.

Цель педагогической праксеологии — получение и представление Профессиональному сообществу практико-ориентированного методологического знания об общих принципах и способах рациональной и продуктивной педагогической деятельности.

Научная миссия педагогической праксеологии — обнаружение и описание общего, того, что в ценностно-смысловом и технологическом отношениях объединяет отдельные виды деятельности, существующие в поле профессионально-педагогической активности.

Практическое значение педагогической праксеологии. Есть крылатое выражение: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Это не просто красивая фраза, придуманная учеными. Известный педагог русского зарубежья С. И.Гессен отмечал, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики выводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам.

Педагогическая праксеология в какой-то степени призвана доказать это, выступая общим научным основанием профессиональных действий и теоретическим ключом к их осознанию. В качестве философии профессионального («правильного» с точки зрения объективных закономерностей и смысла профессии) действия она дает практическому работнику возможность сделать свой труд осмысленным и эффективным.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)