Стабильность новизны

Для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности изготовитель должен позаботиться о стабильности новизны. Следует различать стабильность новизны:

  • В соответствии с РД для исключения разногласия при установлении различия между модернизированной, усовершенствованной и модифицированной продукцией введен коэффициент преемственности элементов продукции.
  • во времени;
  • в объеме.

Стабильность новизны во времени определяется защищенностью оригинального товара (марки-конкурента) и его производства законодательным путем — охранными документами (патентами, свидетельствами) и организационно-техническими мерами — степенью защищенности информации о производстве, содержащей ноу-хау.

На новые образцы товаров, отвечающих критериям (условиям) Закона РФ от 23.09.1992 № 3517-1 «Патентный закон Российской Федерации» (далее — Патентный закон), выдаются на достаточно продолжительный срок охранные документы — патенты, свидетельства.

Если товар не получит надежную охрану, то он будет скопирован конкурентами и лишится новизны. Держатель охранного документа — законный монополист.

Патент или свидетельство с даты приоритета закрепляют за ним исключительное право на производство и запрещают кому бы то ни было изготавливать подобную продукцию.

Западные маркетологи отмечают, что на постиндустриальных рынках новые продукты появляются на прилавках буквально на следующий день после того, как истекают сроки патентной защиты товаров-оригиналов.

Согласно Патентному закону объекты промышленной собственности могут быть (табл. 12):

  • изобретениями;
  • полезными моделями;
  • промышленными образцами.

Все указанные объекты должны отвечать двум общим требованиям — промышленной применимости и новизне, а также ряду специфических требований.

Промышленная применимость — это возможность использования в какой- либо отрасли промышленной деятельности, включая здравоохранение, сельское хозяйство и т.д.

Требование новизны применительно к каждому объекту промышленной собственности трактуется по-разному и будет рассмотрено ниже.

Изобретением могут быть признаны устройства (конструкции), способы (технологии), вещества (материалы), штаммы (микроорганизмы, бактерии и т.д.), а также их применение по новому назначению.

Изобретение признается новым, если оно известно из уровня техники, достигнутого на дату его приоритета. При определении уровня техники принимаются во внимание все виды сведений, ставшие общеизвестными на эту дату в России или за рубежом, из любого источника, а также из практического опыта.

Специфический критерий изобретения — изобретательский уровень — является дополнительной качественной характеристикой новизны и устанавливается экспертом. Изобретение обладает изобретательским уровнем, если новизна не очевидна для специалиста на дату подачи заявки.

При управлении качеством, в частности качеством экспортной продукции, уже определяются патентно-правовые показатели. Один из них — показатель патентной защиты.

Он характеризует степень защиты изделия охранными документами в России и патентами в странах предлагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения. Этот показатель позволяет судить о воплощении в изделия отечественных технических решений, признанных изобретениями в России и за рубежом.

Для расчета показателя патентной защиты (Р) сложнотехнического изделия рекомендуется выделять особо важные составные части, основные составные части, вспомогательные составные части. Для расчета этого показателя предлагается следующая формула:

где т — индивидуальные коэффициенты особо важных составных частей; п – количество особо важных составных частей в изделии; JV. — количество составных частей основной и вспомогательной групп, защищенных охранными документами; o — общее количество учитываемых, составных частей изделия в основной и вспомогательной группах; s — число групп значимости.

Рассмотрим пример. В кинематической схеме и двигателе автомобиля применены изобретения. В табл. 13 представлены сведения о патентной защите конструкции автомобиля.

Показатель патентной защиты в нашей стране

Рпз = 0,4+0,3+0,1+ 0,15*615+ 0,05*832 = 0,87

Показатель патентной защиты за рубежом

Р”пз = 0,4 + 0,1 + 0,15*415+0,05*432 = 0,55

Результаты расчетов показывают, что в стране предполагаемого экспорта изделие защищено в значительно меньшей степени, чем в нашей стране.

Исключительные права патент дает только на территории той страны, где он получен. Долгие годы иностранные компании продавали в нашей стране многие готовые изделия, не защищая их российскими патентами. Этим воспользовались некоторые фирмы. Например, в  свое  время фирма

«Кант», выпускающая снаряжение для зимних I видов спорта, использовала изобретение фирмы «Адидас-Саломон» («Adidas-Salomon»), не защищенное патентом в Советском Союзе. В течение продолжительного периода фирма

«Кант» закупала импортные лыжные крепления у фирмы «Адидас-Саломон». Но потом это партнерство нарушилось из-за ужесточения условий поставки инофирмы. В поисках способов восполнения бреши в ассортименте фирма

«Кант» провела патентное расследование и выяснила, что поставляемая продукция была запатентована транснациональной компанией по всему миру, кроме СССР.

Это дало право фирме «Кант» разместить заказ на производство креплений на одном из отечественных заводов. В результате розничная цена креплений оказалась на 40% ниже, чем у фирмы «Адидас-Саломон».

В дальнейшем технологи фирмы «Канта» усовершенствовали модель, объединив в выпускаемом изделии два иностранных крепежных стандарта.

Патентная защита действует в течение 20 лет. В некоторых случаях срок действия может быть продлен еще на пять лет. Часть этого срока затрачивается на внедрение новинки, часть — на эксклюзивную продажу.

Применительно к лекарствам процесс разработки оригинального препарата занимает от 5 до 15 лет и требует вложения десятков, а порой сотен миллионов долларов. Около 10—15 лет уходит на процесс внедрения, коммерческую разработку и эксклюзивную продажу.

На этапе продажи появляется возможность окупить затраты на научно-исследовательские разработки. Среди лекарств выделяют группу «дженериков». Последние выпускаются многими предприятиями, поскольку на эти лекарства закончился срок патентной защиты.

«Дженерики», уступая запатентованным новинкам в оригинальности, имеют низкую стоимость, так как последняя включает преимущественно производственные затраты.

Другое достоинство «дженериков» заключается в том, что их применение базируется на большом клиническом опыте. По оценке Фармэксперта, приведенной в работе, большая часть (87%) отечественных производителей лекарств выпускают «дженерики».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)