Способы обеспечения прав человека

Для понимания процесса обеспечения прав и свобод личности важно уяснить, каким образом происходит непосредственная их реализация или какими способами. Эти направления, к сожалению, не получили полной оценки в современных работах по исследуемой тематике.

По нашему мнению, наиболее характерными способами обеспечения прав и свобод человека и гражданина являются:

  • правовой, т.е. способ, основанный на процессе образования правовых предписаний, предназначенных для регулирования общественных отношений;
  • неправовой: информационный; организационный и идеологический.

Правовой способ обеспечения прав и свобод личности основан, прежде всего, на системе нормативного регулирования общественных отношений, обусловленных экономическими, социальными, политическими и иными общественными потребностями. Данный способ в первую очередь связан с процессом правообразования.

Под воздействием всей системы факторов в ходе социального развития возникают новые общественные отношения, приобретающие массовый характер. В этой связи постоянно складываются новые правила поведения, которые большинством людей признаются и принимаются. 

При этом в большинстве случаев такие правила не имеют какой-либо фиксации, и возникшие социальные нормы проявляются только в поведении людей.

В таких случаях норма права, по словам Н.И. Козюбры, существует «…как типичный массовидный процесс фактической деятельности людей, который в правовой сфере как раз состоит из системы многообразных правовых обычаев, связей и отношений».

Как писал Е.В. Бурлай, в условиях быстрого развития социальной действительности, «когда ценностно-нормативное ее отражение не поспевает за динамикой социальной жизни, а потребность в правовом упорядочении не исчезает, процесс правообразования проявляется стихийно, путем образования конкретных правоотношений».

Комплекс базовых условий, образуемый экономическими, идеологическими, социально-политическими и организационными факторами, предопределяет в целом реальность всех прав и свобод личности, выступает важной предпосылкой заинтересованности в их реализации.

Однако сами по себе общесоциальные условия не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, а тем более защитить от посягательств и нарушений.

Государство может способствовать развитию новых, нужных обществу в целом или определенному классу (социальной группе) общественных отношений либо препятствовать возникновению отношений вредных, мешающих социальному развитию или невыгодных правящей элите.

Для обеспечения действенности общесоциальных условий существуют правовые условия, к которым относятся действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, т.е. законодательно закрепленная система средств правовой охраны личности и средств правомерной реализации прав и свобод личности.

Создание юридических норм и закрепление правового характера сформированных правил поведения есть правотворчество.

Правотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения, основное средство придания праву юридической силы.

В правовой сфере правотворчество главным образом рассматривается как государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.

Интересно
Под правотворчеством понимается активная деятельность органов государства по изданию нормативных правовых актов как специфический вид юридической деятельности, как разновидность юридической практики.

Эта деятельность государства всегда выступает важнейшим средством обеспечения прав человека, управления обществом и непосредственно связана с типом, формой государства и его политическим режимом.

Правотворческая деятельность требует высокой компетентности и профессионализма, необходимых средств и соответствующего обеспечения мерами организационного, материального, социологического, информационного и иного характера.

Государство и его органы при создании правовых норм связаны в первую очередь естественными правами человека, а также теми реальными общественными отношениями, которые складываются в обществе, экономическими, социальными и иными условиями, другими объективными обстоятельствами.

Это значит, что в нормах права, закрепленных в них юридических средствах конкретизируются права, свободы и обязанности участников правоотношений, определяется порядок реализации этих прав и их защиты.

К юридическим средствам обеспечения прав относятся:

  • закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации;
  • юридические факты, связанные с их реализацией;
  • процессуальные формы осуществления прав;
  • меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.

Таким образом, большое влияние на обеспечение прав и свобод личности оказывают нормы права. Юридические нормы принимаются для того, чтобы регулировать, охранять и защищать общественные отношения в соответствии с интересами личности, общества и государства.

С этой точки зрения они должны оказывать исключительно положительное воздействие на обеспечение прав человека и представлять собой не что иное, как требование правомерной реализации правовых предписаний.

Однако в реальной жизни существует немало случаев, когда само право или, точнее, недостатки в нем ведут к нарушениям законности. Относительно нормативной основы законности в современной России существует немало проблем.

Это связано и с состоянием правового регулирования общественных отношений, качеством отдельных правовых норм, наличием юридических коллизий, эффективностью правовых санкций и т.д. Поэтому важно обратить внимание на тот факт, что обеспечение прав человека зависит не от количества норм, а от их качества, от уровня совершенства законодательства.

Правильно организованное правотворчество должно обеспечить принятие правовых норм, оказывающих эффективное воздействие на общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения прав человека. В литературе этот вопрос чаще всего рассматривается в рамках проблемы качества закона.

Так, В.С. Афанасьев выделяет следующие общие критерии, требования к содержанию законодательства:

  • соответствие норм права прогрессивно развивающимся в обществе отношениям, социальным интересам и потребностям;
  • правильность определения необходимости правовой регламентации тех или иных общественных отношений;
  • законность самих нормативных правовых актов, их соответствие нормам международного права, Конституции государства, другим вышестоящим актам;
  • соответствие норм права принятым в обществе нормам морали, обычаям, идеям добра, справедливости, гуманизма, общечеловеческим ценностям;
  • ясность, понятность, доступность правовых предписаний;
  • правильность определения уровня правовой регламентации;
  • отсутствие противоречий между нормами права;
  • их систематизированность;
  • наличие необходимых служебных норм, характер юридических санкций.

Следует отметить, что правовое обеспечение прав и свобод личности чаще всего зависит от уровня и культуры правотворчества. Именно уровень и культура правотворчества, а соответственно, и качество принимаемых нормативных правовых актов, обеспечивающих права личности, выступают показателем цивилизованности и демократичности общества.

Развитие законодательства, направленного на обеспечение прав и свобод личности, должно быть тесно связано с реформами, проводимыми в сфере экономики, политики, социальной сфере, с потребностями общества в целях создания условий нормальной жизнедеятельности.

Кроме того, правовой способ обеспечения прав личности, предусматривая совершенствование законодательства, должен быть ориентирован преимущественно по таким направлениям, как:

  • степень соответствия правовых норм общественным отношениям, интересам и потребностям общества;
  • полнота урегулирования общественных отношений правом;
  • степень ясности, четкости, доступности правовых предписаний;
  • наличие (отсутствие) противоречий между нормами права и морали;
  • законность нормативных актов, т.е. их соответствие Конституции, другим вышестоящим законам (нормативно-правовым актам);
  • существование (отсутствие) правовых коллизий;
  • уровень систематизации законодательства.

Однако среди перечисленных направлений главным правовым средством, позволяющим верно определить законность нормативных правовых актов, является Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Все законы и иные акты государственных органов должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией. В этом выражается основная системообразующая роль Основного Закона в законодательстве, в правовой системе, которая свидетельствует не только о его высоком удельном весе, о «самоценности».

Конституция питает все отрасли законодательства, определяет направления и содержание правотворческого и правоприменительного процессов. К сожалению, указанная детерминация слабо разработана в юридической науке и плохо реализуется на практике.

Множество отступлений от Конституции – откровенных или скрытых, ее игнорирование порождают юридические коллизии, которые ведут к обострению противоречий в государственной сфере, экономике, социальных отношениях.

Нарушения в правотворческой сфере изначально подрывают основы обеспечения прав человека, создают базу для массовых нарушений прав и свобод личности. Важно отметить, что нормативный акт, не соответствующий Конституции, правовым законам, влечет нарушение законности при его реализации.

В правоприменительной сфере происходит массовое фактическое осуществление незаконных норм конкретными субъектами, наступают реальные последствия, в т.ч. – нарушения прав и свобод личности.

Таким образом, правоприменители обязаны не исполнять акты, противоречащие Основному Закону или иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

В том случае, когда нормативные акты противоречат только общим идеям и принципам (справедливости, гуманизма), нельзя требовать от должностных лиц, а равно других субъектов их неисполнения, поскольку они соответствуют Конституции и законам.

Неисполнение, несоблюдение нормативных актов только из-за неких абстрактных суждений о справедливости неизбежно приводит к существенным трудностям и противоречиям.

Во-первых, не было и нет государства, в котором существовали бы только безупречные, абсолютно справедливые законы.

Во-вторых, в реальной жизни такой подход способен породить произвол и беспорядок, поскольку каждый человек может счесть любой закон несправедливым, неправовым и действовать соответственно.

Информационный способ обеспечения прав и свобод личности имеет место тогда, когда право посредством своего нормативного выражения в той или иной форме сообщает своим адресатам о том, что от них требуется, ожидается обществом и государством.

Юридические нормы извещают субъектов о том, на что они имеют право, об их обязанностях, и о том, что им запрещено, об ответственности за нарушение требований права и о поощрении в случае достижения определенных результатов, т.е. они информируют людей об основных правилах поведения в различных сферах общественной жизни. Именно в этом мы видим основное назначение информационного способа обеспечения прав личности.

Интересно
Данный способ обеспечения прав и свобод личности основан на использовании статистической отчетности, опросов общественного мнения и научных исследований, а также на основе анализа и прогноза нарушений основных прав и свобод граждан. Это позволяет определить масштабы нарушений и пути совершенствования мер по предупреждению и предотвращению подобных нарушений.

Под информацией следует понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. По нашему мнению, данное определение обладает определенными недостатками.

В частности, в нем отсутствует такой важный признак, как активность информации, который чаще всего наблюдается при энергоинформационном обмене, где объектами защиты от воздействия «вредной» информации выступают общество и человек.

В современных условиях в информационном обеспечении прав и свобод личности важное значение отводится мониторингу, который представляет собой систему наблюдения и оценки состояния прав человека, исследование уровня восприятия населением правовой информации, разработку информационных требований, предъявляемых к законодательству.

В реальной действительности информация является необходимым условием существования общества. Личность в целях своего безопасного развития должна обладать достоверной информацией о процессах социального регулирования в обществе.

При этом информация должна быть максимально доступна каждому человеку, работать на формирование полноценной личности, способной существовать и действовать в современных условиях.

Однако следует помнить, что информация не только воздействует непосредственно на поведение человека. Она выступает и важнейшим фактором формирования правосознания.

На основе полученной информации у человека формируются правовые знания, убеждения, которые, в свою очередь, определяют его отношение к праву.

Интересно
Оценка состояния обеспечения прав и свобод личности возможна только на основе познания достоверной информации о реальной действительности, которая может отличаться от положений, зафиксированных в актах позитивного права.

Таким образом, информационный способ обеспечения прав и свобод личности прежде всего направлен на доведение информации, получение гражданами и должностными лицами сведений о правах и обязанностях, мере возможного поведения, имеющих место фактах нарушений и на формирование социальной активности личности в правовой сфере.

Организационный способ имеет важное значение в общей системе обеспечения прав личности. Его значимость определяется тем, что обеспечение прав и свобод личности в обществе зависит от процесса управления, который целенаправленно осуществляется различными субъектами в целях достижения соответствия нормам права деятельности объектов управления.

Современная оценка роли управления, еще не вылившаяся в какую-то одну, устраивающую всех, теорию, вместе с тем значительно расширяет его рамки, включая новые объекты, к числу которых относятся самые разные направления по совершенствованию правового положения личности. Соединение потребностей в знаниях обеспечения прав и свобод личности с позиций управления порождает новые подходы к этой довольно старой проблеме.

В наши дни, когда происходят кардинальные перемены в социально-политической, экономической и духовной сферах жизни общества, все отчетливее ощущается необходимость поиска таких организационно-функциональных начал, которые бы гарантировали, основываясь на принципе законности, устойчивое развитие государства в целом и отдельных его институтов.

Организационный способ обеспечения прав человека включает в себя деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных организаций в области правотворческой и правоприменительной практики, которые могут оказать на обеспечение прав личности как положительное, так и отрицательное влияние.

Специфичной чертой рассматриваемого способа является то обстоятельство, что он нередко используется в качестве «компенсатора» тех недостатков, которые имеются в других частях системы.

Так, недостатки в профессиональной подготовке вновь принятых работников компенсируются за счет проведения инструктажа, усиленного контроля и т.п. Другие условия (материальные, политические) нередко способствуют реализации прав человека посредством управленческой деятельности (распределение и организация использования выделенных ресурсов, доведение до сведения граждан новых правовых актов и др.).

Идеологический способ представляет оперативно-разъяснительную деятельность, а также воспитательную работу с населением, направленную на формирование юридически грамотной личности, знающей, уважающей и соблюдающей правовые законы.

Одной из актуальных проблем современной России является недостаточный уровень правовых знаний населения. Поэтому в целях решения задач правового обеспечения прав и свобод граждан целесообразно организовать в стране систему юридического всеобуча по правам человека, включая систему правового образования, просвещения и воспитания.

Особое внимание следует уделить организации обучения по обеспечению прав человека представителей государственных органов, в т.ч. сотрудников органов внутренних дел и исправительных учреждений.

В целях реализации указанных направлений Министерству образования и другим ведомствам необходимо организовать подготовку программ обучения по обеспечению прав и свобод личности в самом широком диапазоне, начиная от школы, вуза и до переподготовки государственных чиновников при повышении квалификации.

Для осуществления этого направления необходима организация подготовки учебников, иной литературы, в т.ч. специальной, а также использование теле- и радиоэфира в целях пропаганды правового образования, распространения правовых знаний населению.

Немаловажную, если не сказать решающую, роль в данном направлении призваны сыграть государство, а также неправительственные правозащитные организации и граждане. Зачастую именно от умелого использования организационных условий всей системы зависит состояние обеспечения прав человека в обществе в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)