Становление и развитие института уполномоченного по правам человека в РФ

Институт омбудсмена в его классическом понимании считался в СССР буржуазным и малоэффективным, в частности, аппарат омбудсмена рассматривался лишь «как внешне независимое учреждение в буржуазных государствах, ничтожная эффективность которого предопределена законом».

Тем не менее и в царской России, и в СССР осуществлялась защита интересов личности государством. Самое главное изменение, произошедшее в Советском государстве в рассматриваемой сфере, состояло в том, что защита прав человека стала не милостью, как это было в Российской империи (Челобитный приказ, Комиссия прошений), а обязанностью государства.

Так, уже в 1919 г. в Советской России было образовано Бюро приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц при Госконтроле, Центральное и местные отделения Бюро жалоб и заявлений.

Вместе с тем в СССР считалось, что Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, обладающие полномочиями рассматривать жалобы на действия должностных лиц и служащих, являются независимыми и, несомненно, эффективнее осуществляют защиту прав и свобод человека.

Зарубежные ученые также обращали внимание на сходство полномочий Генерального прокурора СССР и омбудсмена.

При этом советский прокурор, контролировавший обеспечение законности, прав и свобод граждан, одновременно выступал защитником государственных интересов, являясь государственным обвинителем. Эти две роли оказались несовместимыми, и неудивительно, что постепенно на первый план вышли государственные интересы.

В середине 80-х гг. ХХ в. начали происходить изменения политики государства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

В 1987 г. была создана Общественная комиссия по гуманитарному сотрудничеству и правам человека при Советском комитете за европейскую безопасность и сотрудничество, возглавил которую народный депутат СССР Ф.М. Бурлацкий.

В состав комиссии вошли ученые, впоследствии внесшие заметный вклад в развитие концепции обеспечения прав человека, формирование правозащитных институтов (в частности, Э.М. Аметистов, Е.А. Лукашева), деятели культуры, представители религиозных конфессий.

Интересно
Комиссия рассматривала различные вопросы, касающиеся защиты прав человека как по собственной инициативе, так и по наиболее значительным жалобам граждан, готовила и проводила различные конференции, встречи, семинары, т.е. стала первым шагом на пути к созданию различного рода правозащитных институтов в России.

Происходящие в Российской Федерации перемены, все более глубокая интеграция в мировое сообщество, признание приоритета прав и свобод личности привело к пониманию необходимости не только законодательного закрепления, но и высокого уровня гарантированности прав человека.

Это подразумевает создание действенных механизмов их охраны и защиты, а также соответствующий уровень правосознания и правовой культуры должностных лиц.

Каждый орган государственной власти в большей или меньшей степени связан с обеспечением прав личности, тем не менее в механизме государственной власти России отсутствовали государственные органы, деятельность которых была бы посвящена в первую очередь охране и защите прав человека и гражданина, в связи с чем возникла необходимость совершенствования уже имеющихся правовых средств, а также создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права личности.

Одним из первых предложил использовать в России зарубежный опыт, накопленный в сфере функционирования института омбудсмена, член Общественной комиссии по гуманитарному сотрудничеству и правам человека при Советском комитете за европейскую безопасность и сотрудничество Э.М. Аметистов.

Он предложил следующий вариант создания подобного правозащитного института: «На первом этапе следует создать постоянную комиссию Верховного Совета СССР по защите прав и свобод человека на основе паритетного представительства обеих палат.

Задачи, полномочия и методы деятельности данной комиссии могли бы сочетать в себе опыт омбудсменов и аналогичных структур, существовавших в зарубежных парламентах.

Второй этап введения в действие парламентского механизма защиты прав и свобод человека состоит в разработке комиссией и представлении Верховному Совету СССР проекта создания института, аналогичного Омбудсману… главной задачей которого было бы рассмотрение индивидуальных случаев нарушений прав и свобод».

Однако в связи с распадом СССР предложенный порядок формирования института омбудсмена в России не мог быть реализован.

Тем не менее данная концепция не потеряла своей актуальности, более того, предложения Э.М. Аметистова и других ученых подготовили почву для дальнейших преобразований в сфере прав человека на последующих этапах развития российской государственности.

Впервые институт омбудсмена в российской системе права получил закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 г.

Данным документом учреждалась должность Парламентского уполномоченного по правам человека с целью парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Его назначение на должность входило в компетенцию Верховного Совета РСФСР, устанавливался пятилетний срок полномочий и подотчетность Верховному Совету.

Статус создаваемого института парламентского уполномоченного подчеркивался его неприкосновенностью наравне с народным депутатом.

Предполагалось принятие закона, регламентирующего правовой статус и компетенцию Парламентского уполномоченного.

Интересно
Следующим значительным этапом на пути формирования института омбудсмена в России стало закрепление в Основном Законе – Конституции Российской Федерации 1993 г. – гарантии государственной защиты прав и свобод личности.

Также отнесение к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания России назначение на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, правовой статус которого регламентируется федеральным конституционным законом.

Первым российским Уполномоченным по правам человека был назначен 17 января 1994 г. известный правозащитник, депутат Государственной Думы, член фракции «Выбор России» С.А. Ковалев.

Одним из первых шагов Уполномоченного по правам человека стала подготовка соответствующего закона.

Тем не менее процесс принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в Государственной Думе шел очень медленно.

В связи с этим 4 августа 1994 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 1587 «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека», положениями которого установлено: «До принятия соответствующего закона Уполномоченный по правам человека осуществляет полномочия, предоставленные Председателю Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят и вступил в силу лишь 4 марта 1997 г. Им регламентирован правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенция, порядок назначения и освобождения от должности.

Данные события ознаменовали официальное учреждение в России (впервые в отечественной истории) государственной должности Уполномоченного по правам человека в РФ и соответствующего федерального государственного органа.

Федеральный конституционный закон за период своего действия претерпел определенные изменения.

В 2006 г. законодательно закреплена возможность Уполномоченного по правам человека в случае массового или грубого нарушения конституционных прав и свобод человека выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, обратиться в Государственную Думу с целью проведения парламентского расследования либо парламентских слушаний в связи с данными обстоятельствами.

В рамках общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в субъектах Российской Федерации созданы общественные наблюдательные комиссии.

Это повлекло необходимость урегулирования их взаимодействия с Уполномоченным по правам человека, в закон внесены соответствующие дополнения.

Более того, общественные наблюдательные комиссии обязаны ежегодно направлять Уполномоченному по правам человека материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Интересно
Совершенствование антикоррупционного законодательства привело к необходимости дополнительного урегулирования порядка действий Уполномоченного по правам человека при возникновении личной заинтересованности, которая может возникнуть при исполнении им должностных обязанностей.

В соответствии с законом он должен сообщать о подобных случаях, а также предпринимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

С целью развития сотрудничества с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах России, закон дополнен положениями, позволяющими Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации оказывать организационную, правовую, информационную и любую другую помощь в рамках своих полномочий уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Рассматривая жалобу, он может направлять им запросы, а также создавать совет уполномоченных по правам человека, в состав которого могут быть включены представители от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, вносимые в федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» дополнения направлены на совершенствование правозащитных механизмов, используемых им в деятельности, не изменяя сущности данного института.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)