Специфика и функции телевидения

1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1939 году из здания Московского  радиоузла.

За время появления телевидения как средства массовой информации произошло множество изменений в специфике, функциях телевидения, оно приобрело устойчивые характеристики и особенности.

Специфика телевидения определяется, прежде всего, его природными свойствами.

Во-первых, способностью электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать повсюду. Широкий охват территорий можно назвать повсеместностью телевидения.

Во-вторых, спецификой телевидения является его способность передавать сообщение в виде движущегося изображения с синхронным звуком. Такую особенность принято называть экранностью телевидения. Она обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов зрителями.

В-третьих, одномоментность действия и отражение его на экране в звукозрительной форме называется симультанностью (лат. simul – в одно и то же время) телевидения.  Симультанность является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Она обеспечивает достоверность, доказательность материала, обеспечивает «эффект присутствия» и играет на повышение статусности канала, который использует эту особенность телевидения в полной мере. Хотя стоит заметить, что проявляется она только во время прямого эфира. Те программы, которые идут в записи, соответственно, симультанными не являются.

Из самой специфики телевидения вытекают его несомненные преимущества перед остальными СМИ:

  1. Информация всегда сопровождается картинкой, которая, в свою очередь, является основным языковым средством телевидения.
  2. Широкий охват зрительской аудитории без подключения зон выделенных линий и другого специфического оборудования.
  3. Широкий выбор каналов.
  4. Возможность «фонового» получения информации.
  5. По силе воздействия на аудиторию – это самое серьезное СМИ.

Безусловно, плюсы телевидения неотделимы от его минусов:

  1. В отсутствие картинки не всякая информация полноценна.
  2. Несмотря на большую проникающую способность электромагнитных волн, необходимы мощные принимающие антенны.
  3. Широкий выбор каналов определяет большую конкуренцию среди вещателей. За качество программы зритель «голосует» пультом.
  4. Привязка к месту – для получения информации необходим приемник (телевизор или монитор).
  5. Большой объем рекламы.
  6. Одной из наиболее распространенных психологических аддикций (зависимостей) человека в современном обществе является телевизионная.

Многие минусы станут несомненными достоинствами телевещания с его переходом на цифровой формат. В Европе цифровое эфирное телевидение уже является обыденной вещью.  К началу 2010 года процесс отключения аналогового вещания  был полностью завершен в Голландии, Дании, Люксембурге,  Финляндии, ФРГ и Швеции. В 2010 году переход на цифровое вещание также завершился в Австрии, Испании, Мальте, Словении и Эстонии. Сегодня более 730 цифровых эфирных каналов  (из 7 200 существующих на континенте) вещают в 24 странах  Европы, из них более 300 каналов – местные и региональные.

И плюсы, и минусы телевидения можно перечислять  дальше. Именно от этих его особенностей зависят многие  функциональные, структурные, выразительные, эстетические возможности телевидения. В свою очередь, наличие  возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.

Из знаменитой формулы «Би-би-си» – информировать, просвещать, развлекать – в современное телевидение привнесено все, лишь в разной последовательности и объеме.  Сегодня принято выделять следующие функции:

  1. Информационная.
  2. Культурно-просветительская.
  3. Интегративная
  4. Функция социального управления обществом.
  5. Рекреативная функция.

Информационная функция – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства.  Информирование аудитории о социально-значимых, интересных и ярких событиях, происходящих в мире, стране,  регионах. Именно телевидению присуща способность распространять информацию более полно, быстро, достоверно и эмоционально насыщенно, чем другие СМИ.

Культурно-просветительская функция – телевидение рассказывает о достижениях мировой культуры, о событиях в области культуры, одновременно просвещая аудиторию. Такие передачи дают вектор дальнейшему самостоятельному приобщению зрителей к высокохудожественным образцам.  Для многих категорий телезрителей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. Сюда же можно отнести задачи телевидения, связанные с просвещением. Это образовательные, обучающие программы; новости, связанные с новшествами в образовательных технологиях и в образовательных стандартах.

Интегративная функция – все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения – объединить аудиторию за счет пропаганды общественной морали и ценностей общества, сплотить людей путем возможного совместного решения общих задач и проблем разного уровня. Аудиторию могут сплачивать общие принципы, гражданская позиция, конфессиональные единения и т. д.

Функция социального управления обществом – степень воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения  этой функции зависит от той системы, в которой действует данное телевидение. Если под системой подразумевается государство, то телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Задача СМИ в этом случае – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей. Потребность в этой функции появляется тогда, когда необходимо воздействовать на свою аудиторию – убеждать, доказывать, разъяснять позиции и точки зрения. Отметим, что потребность воздействия на аудиторию пролонгирована (от лат. prolongo – продолжаю), поскольку заложена в самой природе телевидения.

Рекреативная функция – создание программ, рассчитанных на расслабление, получение удовольствия, релаксацию, дающую возможность людям справляться с проблемами, а обществу – избегать кризисов. Эта функция прочно заняла главенствующие позиции, возможно, в том числе, из-за возникающей в обществе информационной перегрузки. Телевидение сегодня – важнейший игрок в индустрии свободного времени, и это заставляет телеканалы постоянно думать о расширении своей аудитории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)