Планирование новостей. Верстка новостной программы

Наблюдения ученых привели к удивительному выводу: критерии отбора новостей очень мало изменились на протяжении истории. Исследователи описали причины этого явления. Люди жаждут новостей благодаря основополагающему инстинкту, который называют «инстинктом осведомленности». Им нужно знать, что происходит в соседней долине, быть осведомленными о событиях, происходящих вне их собственного опыта. Такое «знание неизвестного» дает им чувство безопасности, возможность планировать собственную жизнь.

Новости – часть коммуникаций, которая постоянно информирует нас о меняющемся мире, проблемах, внешней среде. По словам историков, со временем правители начали пользоваться новостями для предотвращения распада общества. Новости придавали чувство единства и общей цели. Они даже помогали тиранам контролировать народ путем объединения его вокруг внешней угрозы.

Каждый телеканал придерживается определенных политических взглядов и имеет собственный формат вещания. Это в немалой степени обусловлено следованием творческого менеджмента компании одной из известных моделей новостного вещания. «НТВ» и «Россия 24» – ближе к британской, «Россия 1» – к скандинавской, что проявляется в структуре построения эфира, стилистике программ, сочетаниях количества и продолжительности синхронов, лайфов, репортажах, длине монтажной фразы, количестве и отборе новостей для выпуска, технологиях работы продюсеров, наконец, предпочтениях тех или иных источников первичной информации.

Отечественное телевидение в нашей стране сформировалось позже, чем в некоторых других государствах, где техническое развитие шло примерно такими же темпами. Регулярные получасовые выпуски новостей начали выходить лишь с 1972 года. В 70–80-х годах первым критерием отбора новостей для информационных выпусков был идеологический, сейчас – содержание, актуальность, интерактивный потенциал новости, даже ее сенсационность, то есть то, что раньше формулировалось как «широкий общественный резонанс».

Исследователи телевизионных новостей В. Л. Цвик и Я. В. Назарова в 2002 году определяют состав аудитории главных отечественных телеканалов следующим образом:

«ОРТ смотрят традиционалисты, “государственники” – не став каналом межгосударственного общения, он все же старается работать на СНГ, пытается сохранить существовавшее ранее единое информационное пространство. НТВ заняло нишу интеллигентной части аудитории, “западников” и примкнувших к ним “новых русских”. РТР, по-видимому, должно было бы по преимуществу ориентироваться на провинцию, “глубинку”, на федеральную аудиторию. В этом случае важнейшей задачей программы “Вести” было (и остается) расширение местной тематики».

Сегодня эти «функции» перераспределены. Рейтинги точно указывают на то, что часть «государственников» с «Первого канала» переместились за это время в число зрителей телеканалов «Россия 1» и «Россия 24». Позиции «западников» НТВ стали не столь явными, как и оппозиционная политика журналистских материалов телеканала в целом. После того, как в 2004 году на НТВ в очередной раз поменялось руководство, стало очевидно, что канал продолжает менять свою концепцию вещания в сторону центристского, либерального телевидения. Что же касается ориентации телеканала «Россия 1» преимущественно на региональную аудиторию, то это во многом объясняется выходом в эфир отдельного блока местных новостей в рамках «Вестей». В столице это программа «Вести-Москва», а также аналогичные ей выпуски в каждом регионе.

Планирование новостей.

Новости планировать необходимо. Обязательным в работе редакции является постоянный мониторинг не только лент информационных агентств и прессы, но и выпусков новостей на других телеканалах, сетевых ресурсов (NEWSru.com, LifeNews.ru, ИноСМИ.ru) и других интернет-источников, что позволяет поддерживать конкурентоспособность и высокий уровень оперативности информационных продуктов.

Планирование информационных выпусков – первый этап в создании новостной программы. Этот процесс состоит из выбора событий для освещения в эфире и отбора шеф-редактором (опираясь на мнение директора информационной службы) тем, предложенных продюсерами.

Планирование существует перспективное или долгосрочное (примерно на один-три месяца) и краткосрочное (завтрашний день – на неделю вперед).

Однако наравне с «ангажированными» новостями (например, запланированными визитами глав государств) важной является «оперативка», то есть темы, возникающие по ходу развития событий в стране. Например, случилось неожиданное: взрыв, пожар, теракт, наводнение, смерть известного человека. Тогда отдел планирования и продюсирования начинает работать в режиме оперативного штаба, который координирует работу корреспондентов, обеспечивает отправку дежурных съемочных групп на места событий и сопутствующие подсъемки, организует получение материалов из регионов и т. п.

Принято выделять следующие виды планирования:

Стратегическое планирование. В план закладываются уже задолго известные события (используя календарь памятных дат, например). Подобного рода сюжеты наверняка будут готовиться не в режиме оперативной съемки, потребуется архив или плановые подсъемки.

Оперативное планирование. Обычно на неделю или полмесяца. В план закладываются события, о которых известно за несколько дней (например, состоится сессия Городского Совета по принятию бюджета) из различных источников информации. Возможно планирование тем для спецрепортажей. Здесь же определяются тематические сюжеты (не путать со спецрепортажем) для рубрик. Здесь же планируются «сериалы» (например, ГАИ: новые права, требования к тонированию стекол, новая услуга по транспортировке автомобилей) на всю неделю.

Планирование дня. Итог известных событий будущего дня подводится накануне вечером, утром на планерке озвучивается, принимаются решения, что, как и когда снимать. В течение дня могут вноситься оперативные изменения, но только весомо оправданные. В конце дня продюсер обязательно указывает, какие сюжеты (темы) нуждаются в продолжении, когда к ним можно вернуться, и вносит эти данные в файл для оперативного планирования. Быть может, тема получила новый поворот, и необходимо будет это снять. Здесь же определяется, какой сюжет требует превращения в «сериал» (взаимосвязь с оперативным планированием).

Источники новостей:

  1. Календарь (для долгосрочного стратегического планирования).
  2. Календарь памятных дат.
  3. Интернет, подписки на пресс-агентства.
  4. Пресс-релизы.
  5. Продолжение собственных сюжетов (follow-up).
  6. Газеты.
  7. Выпуски новостей центральных каналов.
  8. Планирование рубрик.
  9. Спецрепортажи (изучить зрительские предпочтения, учесть актуальность темы).
  10. Поиск новых поворотов темы.
  11. Информация от телезрителей, родственников, друзей и знакомых.
  12. Спецсвязь.

Любой федеральный телеканал во многом ориентирован именно на создание материалов, рассказывающих не только о главных новостях столицы, но и в значительной мере – о жизни российских регионов. Крупные телеканалы имеют в своем распоряжении развитую сеть региональных отделений – корпунктов. В распоряжении «Первого канала» 23 региональных корпункта внутри страны и 15 – в дальнем зарубежье. Корреспонденты на местах не только выполняют оперативные задания редакции и снимают репортажи (пишут тексты сюжетов, а часто сами же осуществляют монтаж), но и занимаются поиском и разработкой интересных «неоперативных» тем.

Тематика региональных новостей отличается разнообразием и может освещать все стороны жизни страны. Это могут быть события общероссийского масштаба, такие, например, как трагедия в Перми – пожар в ночном клубе. Именно этот пожар стал причиной массовых проверок общественных заведений, отставок должностных лиц и ужесточения контроля над продажей пиротехнических средств. Таким образом, событие в регионе стало частью содержания новостного вещания для всех СМИ России.

Применяемые сегодня коммуникативные стратегии таковы, что даже порядок расположения новостей в верстке влияет на восприятие их реципиентом. Основные из этих стратегий выделяет Н. Искандарова:

  1. Эфирные сообщения в верстке выстраиваются в таком порядке, чтобы малозначительная на первый взгляд, но стратегически важная новость привлекла внимание зрителя. Для этого ее располагают в эфире между интересными новостями.
  2. Если внутрироссийская, внутриполитическая новость имеет негативную окраску, то ее стараются не ставить в соседстве с репортажами, например, из официальной хроники с участием первых лиц государства, чтобы у зрителя не возникало нежелательных или двусмысленных ассоциаций.
  3. Самые «лучшие» позиции в верстке – в начале и в конце выпуска, поэтому, когда стоит задача сделать акцент на важности того или иного события, факта или, к примеру, решения властей, – сообщение или репортаж об этом располагают в верстке первым. Финальная позиция – тоже не случайна. Например, если в программе много тяжелой, трагической информации или новостей с так или иначе негативным оттенком, то завершить передачу стараются «на оптимистичной ноте». Это позволяет психологически «разгрузить» сознание зрителя, смягчить тягостное впечатление от предшествующих сообщений. Подобный прием, разумеется, оказывается неуместным в случаях, когда речь идет о катастрофах национального масштаба, терактах, днях траура и т. д.
  4. Верстка, как правило, отражает актуальность событий, и, следовательно, зритель во время просмотра программы подсознательно выделяет из общего потока информации те новости, на которых сосредоточились ведущие и корреспонденты.
  5. Значительную долю зрительского внимания привлекает так называемый «шпигель». От того, насколько интересно и интригующе будет написан этот своеобразный анонс, во многом зависит успех программы. Одной, двумя или тремя броскими и лаконичными фразами сообщается не только новость, но и косвенно выражается отношение к ней. А поскольку именно емкие и яркие слова-образы лучше всего западают в сознание зрителя, у него формируется вполне определенное отношение к конкретной новости, событию.

Одним из главных критериев при отборе материала для новостей является видение командой выпуска информационной картины дня. Воспринятая по средствам телевизионных новостей реальность часто очень существенно отличается от «реального мира», где происходит гораздо больше событий, чем может быть помещено в ежедневной программе новостей.
Харрис на этот счет говорил следующее: «Если и существует сфера приложения средств массовой информации, которую люди чаще всего некритично воспринимают как отражающую реальность, а не как создающую ее, то такой областью, вероятнее всего, являются новости». Ни одна программа не в силах осветить все события дня, происходящие в мире, стране или даже регионе. Впрочем, этого и не требуется от новостей. Задача журналистов и редакторов – выбрать из всего потока информации наиболее важные и интересные темы. При этом существует несколько категорий новостей, заслуживающих безусловного внимания:

  1. Информация, имеющая для зрителя прикладной, утилитарный характер, с тем, чтобы человек, в зависимости от полученных сведений, мог корректировать свои дальнейшие действия.
  2. Информация, повышающая престиж канала либо удовлетворяющая любознательность зрителей.
  3. Информация, вызывающая сопереживания зрителя (на одном полюсе – благородные поступки, подвиги, на другом – катастрофы, криминал);
  4. Информация, имеющая эстетическую ценность.

Для составления информационной картины дня на этапе сбора информации производится работа с источниками, отбор информационных поводов. Очень важно для информационной программы определить, что считать новостью, то есть четко сформулировать критерии новости. Исследователь В. Ф. Олешко делит новости на 4 вида:

  • то, что аудитория должна знать;
  • то, что ей необходимо знать;
  • то, что люди хотят знать;
  • то, что интересно знать («необязательные» новости).

Определяющими характеристиками при отборе новостей являются:

  • социальная значимость новости;
  • сенсационность;
  • качество сделанного сюжета;
  • оперативность;
  • актуальность.

В отличие от верстки, структура – понятие более широкое. Структура программы – это подвижная категория, по словам Зверевой, позволяющая экспериментировать и вводить новые элементы в зависимости от менталитета зрителей, вкуса и стиля, творческого потенциала команды, от модных течений современного телевидения и т. д.

В понятие структуры входит хронометраж, наличие специальных выпусков, наличие рекламного блока, характер анонсирования и т. д. В процессе функционирования программы эти параметры могут изменяться. Основные же принципы верстки, как правило, неизменны на протяжении долгого времени и имеют достаточно закрепленный характер.

Достаточно привести в пример главную общесоюзную информационную программу «Время». В советские времена для новостей существовали строгие правила верстки:

  1. Партийная жизнь (Политбюро ЦК КПСС, материалы с партийных форумов).
  2. Советская жизнь (сессии Верховного совета, решения правительства)
  3. Экономика (новости производства, трудовые успехи).
  4. События за рубежом (сначала из братских стран, затем из капиталистических).
  5. Новости науки и культуры.
  6. Спорт.
  7. Погода.

Безусловно, с течением времени верстка программы изменилась. Но внешне информационные программы сохранили многие признаки традиционной верстки.

Тенденции развития современного телевидения, бесспорно, трансформируют привычные рамки. Таким примером является верстка новостей на НТВ. Верстка информационной программы «Сегодня» существенно отличается от «Времени» («Первый канал») и «Вестей» («Россия»). Зачастую открывает выпуск сюжет, который другие каналы оставили без внимания либо заверстали в конец выпуска. На первом месте для НТВ – человеческая трагедия: так здесь формулируют принцип ранжирования новостей. То есть, при наличии общих черт в построении выпуска, информационные программы не похожи друг на друга.

Безусловно, принцип построения программы на федеральном канале оказывает влияние и на региональные программы. Это связано с информационной наполняемостью регионального выпуска. Прерогатива освещения мировых и общероссийских новостей на современном этапе отдана центральным каналам. Местные выпуски состоят, в основном, из сюжетов, тематика которых рассчитана на аудиторию, проживающую в зоне вещания данной телепрограммы.

С другой стороны, региональные новости не могут существовать вне контекста общефедеральных новостей. Так или иначе, местное вещание перенимает некоторые практические приемы у центральных каналов. В этом отношении интересен пример сосуществования центральных и местных новостей в холдинге ВГТРК.

Верстка федеральной программы «Вести» в общих чертах практически повторяет верстку информационного выпуска на Первом канале:

  • Шпигель.
  • Важнейшие российские события.
  • Важнейшие международные события.
  • События социально-культурной тематики.
  • Новости спорта.
  • Прогноз погоды.

Верстка информационной программы «Вести-Новосибирск», канал ГТРК:

  • Шпигель.
  • Важнейшие события в городе.
  • Важнейшие события в регионе.
  • Социально-культурные события.
  • Новости спорта.
  • Прогноз погоды.

Общие закономерности верстки повторяются и в региональных выпусках новостей.

Факторы, влияющие на формирование верстки выпусков новостей.

Верстка – это, по определению Цвика, искусство композиции, реальное воплощение драматургии новостей, помогающее удержать зрителя на пике интереса до конца программы, при этом выдав в эфир все, что предлагает информационная картина дня и требует статус канала.

Концепция программы формируется в зависимости от целевой аудитории, творческого потенциала команды и ниши на телевизионном рынке.

Безусловно, определяющим фактором при выборе концепции является ориентация на целевую аудиторию. Так, по данным опроса ФСТР и НИСПИ, среди блоков информационных программ наибольший интерес у российских зрителей (32,4 %) вызывает внутренняя политика. На втором месте – проблемы семьи, быта, человеческих отношений (18,3 %), затем криминальная хроника (12,2 %) и, по убывающей, культура, спорт, погода, экономика (4,3 %) и события за рубежом (3,3 %).

На информационном поле российских новостей последовательность приблизительно соблюдена с учетом некоторых изменений: допустим, событиям за рубежом уделяется довольно пристальное внимание и в верстке выпусков федеральных новостей они, как правило, следуют сразу после блока внутренней политики и экстренных сообщений.

От концепции зависит способ подачи новостей:

  1. информационный повод – событийный. На событии строится весь сюжет;
  2. главным в новости является человек. Событие показано через людские переживания.

Также способ подачи новостей может быть:

  • безоценочным – передача только фактов;
  • оценочным – рассказ о событии, сопровождаемый комментарием автора или ведущего.

Кроме того, учитывается и содержание новости – существует традиционное деление на «жесткую» и «мягкую» новость. Определение «жесткая новость» подразумевает под собой события, связанные с криминалом, катастрофами, чрезвычайными происшествиями и т. п. «Мягкая новость» или «хьюмен тач» (от англ. human touch – человеческое касание) – неновостное событие, представляющее интерес с точки зрения общечеловеческих ценностей. Построение сюжетов от «жестких» новостей к «мягким» наиболее распространено на телеканалах.

Именно концепция определяет общий стиль передачи, способ подачи новостей, характер сюжетов. В прямой зависимости от стиля программы находится верстка. Н. В. Зверева в работе «Школа регионального журналиста» выделяет следующие признаки стилей:

  1. Классический стиль
    1. официальные, короткие, ясные сюжеты;
    2. ритмичная, несколько агрессивная подача новостей и «подводок» ведущим; строгий, официальный тон;
    3. основное внимание уделяется событиям сегодняшнего дня;
    4. строгое оформление студии и строгий стиль ведущего;
    5. характерен для федеральных каналов.
  2. Домашний стиль
    1. спокойный темп речи ведущего;
    2. ритм новостей не такой быстрый, как в классическом стиле, соответственно подача новостей и «подводок» ведущим в более медленном темпе;
    3. наличие как длинных, так и коротких сюжетов;
    4. возможен комментарий;
    5. характерен для региональных каналов.
  3. Публицистический стиль
    1. особая подача информации, когда одно событие (сюжет) становится стержневым для всего выпуска новостей;
    2. интерактивное общение со зрителями;
    3. стиль студии и ведущего может быть как классическим, так и менее официальным;
    4. комментарий ведущего либо приглашенных экспертов;
    5. встречается редко, как на федеральных, так и на региональных каналах.

Анализируя тенденции современного телевидения, можно говорить еще об одном стиле подачи информационных программ – стиле «инфотейнмент», или развлекательном стиле. В середине 1980-х годов, когда рейтинги информационных программ общенациональных каналов США начали падать, пришлось менять принцип отбора новостей: сократить официальные новости, добавить социальную и культурную тематику. Всерьез об «инфотейнменте» заговорили, когда ведущие еженедельной программы CBS «60 минут» стали включать себя в репортажи наравне с героями, появляясь в кадре. Идею CBS подхватили и другие телеканалы – NBS («Dateline»), ABC «20/20». Канал Fox news принял «инфотейнмент» за концепцию новостного вещания.

Основные черты развлекательного стиля:

  • особый способ подачи новостей. Любые новости, включая официальные, подаются в «развлекательной упаковке»;
  • наличие технических спецэффектов, компьютерной графики;
  • комментарии журналиста и ведущего;
  • журналист включен в сюжет наравне с героем;
  • особое внимание к деталям;
  • появление в студии «оригинальных» ньюсмейкеров различных профессиональных сфер.

Для каждой концепции характерна своя верстка. Классический стиль предполагает строгую верстку. Первый сюжет, то есть главная новость дня – это событие, которое затрагивает наибольшее количество людей. Если среди событий есть чрезвычайное происшествие: катастрофа, стихийное бедствие, теракт – эта новость будет первой. Традиционна верстка от «жестких» новостей к «мягким».

Домашний стиль не ставит жестких рамок. Количество новостей, а также первый сюжет зависят от новостной картины дня. Их может быть много (коротких), а может и небольшое количество (тогда они длинные, содержательные).

Для публицистического стиля характерна одна главная тема, один сюжет, который, как правило, показывается первым, а затем ставится на голосование в интерактивном режиме. Кроме того, тема продолжается в других сюжетах (они могут быть в разных жанрах). В финале подводятся итоги обсуждения, которые комментируются экспертом или ведущим.

Верстка развлекательного стиля, в принципе, основана на «мягких» новостях. Акценты расставлены в самих сюжетах. Как пишет об этом телекритик «Известий» Ирина Петровская: «В то время когда государственные новости сообщают о политических и экономических итогах визита Президента России в Великобританию, “Страна и мир” акцентирует внимание на слишком большой “бабочке”, надетой Президентом под фрак, и шляпе “первой леди” размером с абажур от торшера». Характер верстки развлекательного стиля условно можно назвать «произвольным». К примеру, прогноз погоды в программе «Страна и мир» канала НТВ был заверстан в середину программы.

Развлекательный стиль теленовостей в российской журналистике не получил пока широкого распространения. Заметим, что телекомпания, решившая избрать для своей информационной программы данный стиль, должна быть максимально осторожной. Опасность «инфотейнмента» заключается в особом подходе к одной из главных задач новостей – формировании повестки дня. После просмотра выпуска новостей, относящегося к развлекательному стилю, зритель далеко не всегда может составить относительно полное представление о том, что в реальности произошло сегодня в мире, стране или регионе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)