Экономика государственного телевидения

Сегодня в мире насчитывается три основных модели организации телевизионной индустрии:

Коммерческое ТВ – присутствует практически во всехстранах.

Общественное ТВ – нашло широкое распространение в Западной Европе (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, страны Северной Европы), а также в Японии, Австралии, Индии, Канаде.

Государственное ТВ – сохранилось в бывших странах социализма в некоторых странах Европы, Китае.

Государственное телевидение, в отличие от коммерческого и общественного, финансируется из государственного бюджета. Оно не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории. Сегодня трудно найти строгую государственную модель телевещания. Наиболее дееспособной оказалась смешанная модель финансирования: государственный бюджет, реклама, иногда к этому добавляется спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам.

В странах Европы основной составляющей бюджета государственного телевидения являются налоги. Так вместе с началом трансляции радиопередач в Германии (1923  год) была введена и пошлина с пользователей радиоприемников. С тех пор эта пошлина – главный источник финансирования государственного радио в Германии, а с 50-х годов – и государственного телевидения. Сегодня так называемая «пошлина GEZ» (GEZ = GebührenEinzugsZentrale, Центральный пункт по сбору радио/телепошлины) служит большей частью для финансирования земельных передающих станций Первого и Второго каналов государственного телевидения Германии (ARD и ZDF).

Государственное ТВ не менее, чем коммерческое или общественное, заинтересовано в массовом зрителе, так как выполняет функции социальной и культурной интеграции населения, просвещения, воспитания патриотизма и единой национальной идентичности.

Сегодня в Российской Федерации действует порядка 800 телевизионных компаний – государственных и частных, около 3 000 электронных СМИ.

Каковы экономические особенности телевидения? Объем аудитории телеканалов – важный экономический показатель их деятельности. Увеличение числа зрителей не обязательно ведет к дополнительным затратам на распространение сигнала.

Еще одна экономическая особенность в том, что под давлением конкурентной среды телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества, интерактивности продукта. Создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.

Очевидно, что в телеиндустрии наибольшие затраты приходятся на создание новых программ. В стремлении получать максимально возможный доход телеканалы усиленно ищут возможные пути сокращения стоимости телепрограмм, но, как  правило, это приводит к снижению прибыльности в телеиндустрии. Медиаэкономисты называют это явление «порочной спиралью». Схематично ее можно описать так. В поисках путей оптимизации телеканалы сокращают свои программные бюджеты. Это неизбежно приводит к сокращению числа их зрителей и соответственно снижению доходов от рекламы, в результате чего сокращается их прибыль. В свою очередь это ведет к снижению затрат на производство и приобретение новых программ. Медиапродукт закупается менее качественный, удешевляется производство собственных программ, что тоже ведет к снижению профессиональной составляющей. Таким образом, начинается следующий виток «порочной спирали», и все повторяется снова, но уже на более низком уровне. Соответственно, это напрямую сказывается на контенте телевизионных каналов. Сегодня речь идет о контроле государства за содержанием телепрограмм. Общественный совет, контролирующий содержание передач, может появиться на российском телевидении в ближайшее время, как заявил председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов еще в 2008 году. Инициатива была поддержана Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Но пока это решение так и не было принято.

Одним из основных источников дохода телевизионных, в том числе государственных телекомпаний является реклама. Минусы этого явления, с одной стороны, очевидны, с другой стороны, реклама не только мешает просмотру телепередач, но и удовлетворяет ряд потребностей телезрителей в рекламной информации. Объем рекламы на телевидении в России регулируется Законом о рекламе, в соответствии с которым норма составляет 9 минут рекламной информации в час, то есть 15 % от объема часа.

Министр культуры Александр Авдеев заявил, что для наведения порядка на российском телевидении необходимо поменять систему его финансирования: «Я вижу развязку в следующем – отказ от финансирования через рекламу». По его мнению, «сама эта система создает низкопробное телевидение, потому что оно ориентируется на рейтинги, через рейтинги получает доходы».

Михаил Дегтярь, известный тележурналист, эксперт российского телевидения, высказал свое мнение на Совете Федерации: «Я там очень резко выступил против гламура, чернухи, против НТВ. Конкретно назвал фамилию Кулистикова (генеральный директор НТВ). Сказал, что он государственный преступник. Он, по идее, должен был встать и пойти его сразу же арестовать. И я предложил такую абсурдную идею – давайте, чтобы этих рейтингов не было, откажемся от того, чтобы ТВ зарабатывало деньги. Давайте дотировать ТВ, как это было в советское время. Тогда каналы перестанут гоняться за рейтингами. Ну, 100 млн. долларов зарабатывает НТВ. Ну и что? Для “Газпрома”, например, это копейки. И ради этих денег они калечат страну. В целом, на 99, 9 % канал НТВ “заточен” на то, чтобы калечить страну, а на 0,1 % он помогает ветеранам получать квартиры. Согласитесь, что арифметика не в пользу НТВ».

Некоторые страны уже пошли по этому пути: они идут на то, чтобы совсем убрать из эфира государственных телеканалов рекламу. Так, Государственное телевидение Франции France Télévisions получает государственную дотацию в качестве  компенсации за отказ от рекламы на его каналах. Таким образом, реализуется предложение Комиссии за новое государственное телевидение (Copé), поддержанное президентом Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) о постепенном устранении рекламы со всех государственных телеканалов. Недостаток доходов государство компенсирует за счет налогообложения операторов мобильной телефонии и Интернета и платежей частных каналов.

В Германии разрешена реклама на большинстве телевизионных каналов в течение всего 20 минут в день четырьмя пятиминутными блоками с получасовыми интервалами с шести до восьми вечера. В США же на телевидении существуют специализированные рекламные каналы, но есть каналы, на которых объем рекламы ограничен и даже запрещен федеральным законодательством или законодательством штатов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)