Особенности создания картины мира на телевидении

ТВ создает особый вид реальности – символическую реальность, существующую на том уровне символов, на котором функционирует обыденное сознание человека. И взаимодействие индивидуального сознания с этой символической реальностью становится важнейшей проблемой для современного состояния науки.

Содержание передач телевидения, независимо от их жанрово-тематической направленности, формирует стереотипные представления аудитории об окружающей людей социальной реальности. Телевидение, несомненно, является лидирующим каналом информации. Как известно, по своим техническим возможностям ТВ заведомо и намного превосходит любые другие каналы и средства массовых коммуникаций, охватывая практически все взрослое население страны – 98– 99 %. В сравнении с ним другие каналы коммуникации занимают куда более скромные позиции. Эту роль и значимость хорошо демонстрируют ответы на вопрос: «Откуда люди получают основное представление о мире?» общероссийского опроса «Телевидение глазами телезрителей – 2000», репрезентирующего все городское население России в возрасте старше 15 лет (объем выборки – 2 000 чел.).

Автор «теории культивирования» Джордж Гербнер, напротив, считает, что телевидение не творит, а постоянно навязывает «картину мира», искажая ее реальность. Он полагает, что просмотр сообщений ведет к выработке стереотипных, искаженных и селективных представлений о социальной реальности, представляющих собой отражение картины мира, навязываемой как выпусками новостей, так и кинофильмами.

Новости – это, пожалуй, та область, где люди более всего склонны верить, что СМИ всего лишь отражают и описывают окружающий нас мир. Программы новостей ни в коем случае не являются такой «передачей реальности», а всегда представляют собой некую сконструированную интерпретацию реальности, больше основывающуюся на том, что достойно попасть в разряд новостей. И здесь огромную роль играет принцип «Я видел – значит, это правда!». Подтверждение закадрового текста видеорядом вызывает доверие. К тому же, «монтаж позволяет сообщать новости, используя приемы драматургии и художественной прозы, и тем самым облегчает для аудитории восприятие события».

Американский психолог Шанто Ийенгар провел целую серию экспериментов для того, чтобы выяснить, как средства массовой информации влияют на наше мировоззрение. В ходе экспериментов участникам показали специально подготовленную программу новостей, в которую, наряду с реальными сюжетами из новостей основных американских телекомпаний NBC и CBS, были включены сюжеты, придуманные самим Ийенгаром. По завершении просмотра участники заполняли специальную анкету, в которой их просили оценить степень важности для общества различных проблем, включая и те, о которых им регулярно напоминали придуманные сюжеты. Результат: значение тех проблем, которые специально «подсовывались» участникам в ходе эксперимента, в их сознании резко возрастало. Участники эксперимента очень часто называли такие проблемы важными для страны.

Эксперименты Шанто Ийенгара доказали, что просмотр новостей приводит к изменению личной повестки дня в направлении, заданном производителем новостей (в роли которого выступал сам Ийенгар). Любопытно, что данное изменение является довольно устойчивым. Участники продолжали высоко оценивать значимость тех проблем, придуманные сюжеты о которых они смотрели. Данный эксперимент свидетельствует о том, что новости – главный элемент формирования картины мира телезрителей.

Телевизионные новости – это та сфера, которую телезрители чаще всего воспринимают некритично, как отражающую реальность, а не сконструированную. Люди смотрят новости, чтобы быть в курсе происходящих событий. Но воспринятая таким образом реальность существенно отличается от реального мира, где происходит гораздо больше событий, нежели попало в выпуск новостей.
Редакторы и корреспонденты телеканала решают, что и как освещать, определяя повестку дня, которая, в свою очередь, указывает на то, что является для канала наиболее важным, заслуживающим внимания.

Точно так же, когда средство массовой информации уделяет мало внимания каким-либо событиям, то аудитории внушается мысль, что информация не имеет особого значения. И это хорошо прослеживается на каждой телестанции. В зависимости от деятельности учредителя или спонсора телеканалом определяется и характер новостей.

Манипуляционное воздействие является основным способом построения картины мира телезрителя. Его цель – дать необходимую информацию, которая соединится с уже существующими знаниями каждого индивида, выстроив при этом общую картину мира в массовом восприятии. При этом главное условие успешной манипуляции состоит в том, что аудитория, в большинстве случаев, не желает тратить своих сил на ее разоблачение. Особенно это касается телевизионных новостей и передач в прямом эфире.

Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который использует телевидение, является привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания. Телевидение выступает как бы основным «проблематизатором» общества. Но информационная картина мира, созданная новостными и информационно-аналитическими телевизионными программами, показывает как данность ту картину, которую зафиксировали телевизионные операторы и «препарировали» журналисты, аналитики, эксперты. И эта картина не обязательно адекватна реальности.

Большую роль в создании картины мира играет верстка новостей, поскольку она «руководит» восприятием зрителя, располагая сюжеты в выпуске в определенном, заданном порядке, и, таким образом, дает ему ориентиры. Потому что именно редакционный коллектив, исходя из политики канала, «знает», что важно для телезрителя, а что для него не имеет особого значения.

В целом можно говорить об определенном информационном инструментарии, который создается современным телевидением, для решения различных социальных, политических, экономических и других задач, поскольку порождение некой информации ведет к конструированию определенной картины мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)