Подготовительные процессы создания специального репортажа. Синопсис

Стремление сообщить телезрителям обо всех важных событиях в общественной и культурной жизни страны увлекло тележурналистов на легкий, но неверный путь простого подражания формам радио. Оказалось, что телевизор безо всякого труда превращается в радиоприемник; творческие усилия нужны для того, чтобы помешать этому превращению, чтобы придать телевизионному сообщению структуру, соответствующую не только его функции, но и специфике канала передачи.

Очевидно, для выполнения этой нелегкой задачи очень важно выбрать не только верные средства выразительности, но и максимально упростить производство репортажей путем тщательной подготовительной работы – начиная с подбора эффективной авторской группы, разработки темы и заканчивая составлением сценарного плана.

Авторская группа. Стоит обратить внимание на то, что в отличие от любых новостных программ в финале специальных репортажей, выходящих в качестве обособленного эфирного продукта, авторы помещают титры с указанием всех, кто принимал участие в его создании. Это оправдано, поскольку размеры авторских коллективов и объемы работы, которые они выполняют, как правило, внушительны. «На Западе уже давно действует институт разработчиков темы – researchers – творческих работников низшего звена. У нас они тоже появились, хотя называться в титрах могут по-разному: и младшими редакторами, и корреспондентами, и ассистентами», – утверждает редактор И. Н. Кемарская.

Первичная разработка темы. Если репортаж – это история событий, то специальный репортаж – история проблемы или тенденции. Как ни один документальный фильм не может быть снят без тщательной подготовки и сценария, так и специальный репортаж невозможен без глубокого погружения автора (и всей авторской группы) в тему еще до начала съемок. В связи с этим общепринятой практикой считается изучение проблематики по специально собранным досье, чтение специальной литературы и обзоров прессы, предварительное общение со специалистами и экспертами по освещаемым вопросам. Безусловно, важным и обязательным элементом погружения является непосредственное знакомство с предметом будущего материала.

Современные методы продюсирования документальных телепроектов также подразумевают поиск инсайдеров (от англ. inside – «внутри») – людей, работающих или живущих в исследуемой среде, заинтересованных в сотрудничестве с журналистами. Инсайдер может помочь авторской группе познакомиться с набором потенциальных героев репортажа и их историями, которые могут стать основой при написании синопсиса.

При этом практики делают акцент на важности проверки всей получаемой информации еще до выстраивания рабочего сценарного плана, поскольку получение недостоверной информации может усложнить съемочный процесс, а в конечном итоге повлиять на результат всей работы. И. Н. Кемарская в своем пособии приводит список наиболее типичных ошибок при обработке информации:

  • устаревшая информация;
  • фактически неверная информация;
  • заведомо ложная информация.
Для подбора героев одного лишь знания их историй, как правило, недостаточно. Опытные редакторы и продюсеры рекомендуют организовывать непосредственное знакомство (предынтервью) авторов с каждым из потенциальных участников сюжета, чтобы выявить специфические черты, необходимые для понимания роли и места героя в материале, – например, степень эмоциональности поведения, способность лаконично и образно излагать мысли.

Кроме того, личное общение до начала съемок может быть полезно для выявления, например, явных внешних недостатков, с которыми участие героя в репортаже было бы неприемлемым из этических соображений. Человек с дефектами внешности может произвести на зрителей шоковое впечатление и разрушить ваш замысел, что бы он ни говорил. Если вам очень нужен такой человек, заранее обговорите этот вопрос с режиссером, с оператором – может быть, они придумают, как снять его в щадящем режиме – чтобы его физический недостаток не бросался в глаза.

Еще одно правило предынтервью, на которое указывают опытные редакторы, – никогда не выслушивать от героя интересующую историю в подробностях. Если заранее выспросить у героя все, то на съемках можно не получить нужного эмоционального накала. Важно только выяснить, есть ли у человека эта история и готов ли он ее рассказать. Уже на подготовительном этапе необходимо настроить героя на участие в съемках, добиться его согласия, что нередко становится проблемой. М. Лукина приводит целую классификацию причин отказов от интервью:

  • недоверие к журналисту;
  • сомнение в репутации издания (программы);
  • недоверие к изданию, если с ним связан неудачный опыт взаимодействия или неудачная публикация;
  • усталость от журналистов (у «звезд»);
  • страх публичного выступления;
  • отсутствие интереса к предмету беседы;
  • недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы;
  • нехватка времени.

Очевидно, предугадывание и преодоление всех этих причин лежит на плечах тех, кто занимается подготовительной работой. Кроме того, в ходе предварительного знакомства важно проверить и уточнить все известные факты, относящиеся к истории данного героя.

Уточненная информация или данные, которые стали известны в ходе подготовки «сырьевого» фактического материала, часто уже на подготовительном этапе подталкивают авторов к корректировке темы репортажа и первичной формулировке замысла материала – его центральной идеи. Обычно замысел закрепляется на бумаге в форме синопсиса.

Синопсис (synopsis) – обозрение, сводное, суммарное изложение различных взглядов по какому-либо вопросу. Его латинский синоним «conspectus» (конспект).

Синопсис представляет собой не пересказ событий сюжета, а краткую обрисовку сути произведения – кто, где, когда, основной конфликт, изменение героев в результате. Это призма, которая преломляет свет специального репортажа так, что остается один сфокусированный луч.

Это своего рода рабочий документ авторской группы,предназ наченный для внутреннего пользования, где кратко изложено содержание репортажа. Как правило, в нем содержатся ответы на три основных вопроса:

  • о чем репортаж?
  • о чем история и кто (или что) герой сюжета?
  • какие точки съемки?

Кроме этого, в синопсисе могут иметь место уточнения условий съемки, необходимого оборудования, характеристики темперамента, речевых особенностей героев и т. д.

«Часто, отправляясь на съемки, скорее ощущаем тему, чем точно знаем ее. Попытка сформулировать на бумаге одной фразой:

“О чем сюжет?” – очень полезное дело, прежде всего для вас самих. Я много раз слышала ответ на этот вопрос в течение полутора-двух минут. Вывод ясен – человек не знает, о чем он будет снимать сюжет», – рассказывает о своих профессиональных наблюдениях известный тренер Н. А. Зверева.

Зачем нужен синопсис?

Прежде всего, для самого автора. Теоретики, обосновывая необходимость составления синопсиса даже при работе над событийным репортажем, приводят несколько бесспорных доводов.

Во-первых, синопсис позволяет яснее представить замысел сюжета, как для самого автора, так и тех, с кем он работает – оператора, шеф-редактора, продюсеров. А во-вторых, по набору героев и точек съемки становится проще заранее продумать драматургию репортажа, приблизительно определить хронометраж (как всего материала, так и исходных частей), рассчитать и сэкономить усилия съемочной группы.

Собственно, написание синопсиса завершает первую группу подготовительных процессов, связанных со сбором информации, ее проверкой и классификацией в соответствии с интересами авторов. На этом практически исчерпывается работа продюсеров – далее они участвуют в работе только в административной роли: организуют съемочный процесс, обеспечивают прием группы на месте, занимаются аккредитацией и т. д. В дело активно включаются редакторы, сценаристы и авторы – им предстоит творчески переосмыслить накопленный массив фактов, историй, судеб.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)