- Услуги
- Цена и срок
- О компании
- Контакты
- Способы оплаты
- Гарантии
- Отзывы
- Вакансии
- Блог
- Справочник
- Заказать консультацию
Переход продукта в стадию спада может быть вызван появлением новых, более совершенных технологий, ростом конкуренции или изменением предпочтений потребителей. Так, например, появление каждой новой операционной системы или офисного пакета компании Microsoft сокращает продажи предыдущих версий.
Появление электронных калькуляторов привело к завершению жизненного цикла логарифмических линеек. Распространение относительно недорогих компьютеров привело к завершению жизненного цикла механических и электрических печатных машин.
Традиционный ЖЦП на стадии спада отличается от жизненного Цикла предметов моды (fashions). Предметы моды, например «ини-юбки, брюки клеш, узкие солнечные очки, туфли «на платформе», имеют повторяющийся через одно-два-три десятилетия
•Жизненный цикл. Предметы-поветрия (fads) имеют сокращенный Жизненный цикл. Они быстро возникают и также быстро исчезают.
В силу проблематичности продуктов стадии спада компании должны их своевременно выявлять. Для этого необходимо постоянно отслеживать динамику продаж и рыночной доли продуктов. Затем нужно решить, что делать:
1) поддерживать продукт (средствами маркетинговых коммуникаций), или
2) оставить его в продуктом наборе, но прекратить поддержку — «снять урожай» (harvest), или
3) удалить продукт, отказаться от работы с ним вообще. Компания может пытаться репозиционировать продукт на рынке, изменить его восприятие потребителями.
Для этого меняются в некоторой степени один или более элементов комплекса маркетинга. Сохранение продукта может иметь смысл в случае, если конкуренты откажутся от него. Продукт (например, интернет-проект, газету или журнал) в стадии спада продаж можно продать другой компании.
В табл. 9.3 приведены сравнительные особенности стадий ЖЦП и соответствующие этим стадиям маркетинговые решения.
Важно управлять продуктом в процессе прохождения им каждой из стадий жизненного цикла. Компания стремится расширить жизненный цикл своего продукта, ускорить вывод нового продукта на рынок и увеличить первую половину стадии зрелости, оттянуть этап спада. Маркетинговые аспекты управления ЖЦП нередко находятся в компетенции менеджера по продукту.
Управление ЖЦП имеет три формы: изменение продукта, изменение рынка, репозиционирование продукта. Изменение продукта предполагает изменение характеристик продукта — размеров, дизайна, цвета, веса, упаковки.
Изменение рынка может предполагать увеличение использования продукта среди существующих потребителей, создание новых ситуаций использования или поиск новых потребителей. Увеличение потребления жевательной резинки может достигаться более частым ее использованием – после каждой еды.
Создание новых ситуаций использования предлагается, например, в рекламе йогурта — в качестве еды на ходу ДЛЯ молодых деловых женщин, или в рекламе шоколадных батончиков – заменителей обеда или ужина для моложежи.
Пример поиска новых потребителей – это обращение к женскому и юношескому сегментам рынка потребителей пива в рекламных роликах 2000 и 2001 гг.: «Holsten – пиво с твоим характером» или «Позволь предложить тебе пиво “Невское”». Репозиционирование продукта -это изменение места, занимаемого продуктом в сознании потребителя, относительно конкурирующих продуктов. Репозиционирование достигается изменением одного или более элементов комплекса маркетинга.
Характеристики ЖЦП | Введение | Рост | Зрелость | Спад |
Продажи | Низкие | Быстро растущие | Пик продаж | Падающие |
Затраты в расчете на потребителя | Высокие | Средние | Низкие | Низкие |
Прибыль | Отрицательная | Растущая | Высокая | Падающая |
Потребители | Инноваторы | Ранние освоители | Среднее большинство | Запаздывающие |
Конкуренты | Мало | Растущее число | Стабильное число, затем начинающее падать | Падающее число |
Маркетинговые цели | ||||
Формирование осведомленности о продукте и побуждение пробы | Максимизация
рыночной доли |
Максимизация прибыли при защите рыночной доли | Сокращение затрат и «выдаивание» марки | |
Стратегии маркетинга | ||||
Продукт | Предложение
базового продукта |
Предложение продуктных вариаций, сервиса и гарантии | Диверсификация марки и моделей | Вывод из продуктного набора слабых предметов |
Цена | Затраты плюс наценка | Цена проникновения | Цена на уровне или ниже конкуренции | Снижение цен |
Дистрибуция | Построение селективной дистрибуции | Построение
интенсивной дистрибуции |
Построение более интенсивной дистрибуции | Селективный отказ от неприбыльных точек продаж |
Реклама | Формирование осведомленности о продукте среди ранних освоителей и дилеров | Формирование осведомленности и интереса на массовом рынке | Подчеркивание марочных отличий и преимуществ | Сокращение до уровня, необходимого для сохранения ядра лояльных потребителей |
Продвижение “Родаж | Интенсивное продвижение продаж для побуждения пробы продукта | Сокращение продвижения продаж при интенсивном спросе | Увеличение
продвижения продаж для побуждения переключения потребителей на марку |
Сокращение до минимального уровня |