Толерантность как компромисс взаимная уступка

Гуманистическая парадигма основана на признании самоценности каждого человека безотносительно к его окружению. В связи с этим необходимость взаимодействия и взаимного сосуществования побуждает людей к компромиссам, которые также являются формой толерантного поведения.

Компромисс достигается путем взаимных уступок как взаимное нравственное движение навстречу друг другу. Толерантность в этом случае противостоит индивидуализму, конфронтации и способствует взаимному развитию людей.

То же происходит и при вхождении человека в сообщество: сам человек и принимающая его группа взаимно принимают на себя определенные обязательства по отношению друг к другу.

Такие сцены можно наблюдать довольно часто между детьми, которые «торгуются», договариваясь о совместных действиях:

— Ладно, я буду с тобой дружить, но ты не будешь меня обзывать в классе дурой.

— Ладно, а ты не говори, что я…

И т.д.

Договаривающие стороны признают друг друга равноправными и это равенство подчеркивают путем взаимных уступок. Эти уступки могут быть и несущественными, ритуальными, однако они делаются во имя демонстрации взаимного уважения и отказа от каких-либо преимуществ по отношению к другой стороне.

По сути, толерантность этого типа проявляется во имя сохранения в неприкосновенности собственной системы взглядов, ценностей, смыслов, для сохранения индивидуальности.

То же происходит, когда человек не может уступить другим в принципиальных отношениях — компромисс достигается в менее значимых уступках и взаимно терпимом отношении к различию взглядов по более значимым проблемам.

Человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не просто потому, что это его система, а потому, что он считает ее превосходящей другие системы, потому, что, с его точки зрения, его система лучше решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались.

Если бы он думал иначе, то отказался бы от своей системы и выбрал бы иную, а именно ту, которая, с его точки зрения, лучше других.

Возможен и «компромисс с самим собой». Человек в принципе мог бы доказать несостоятельность других взглядов, раскритиковать их.

Но он не может силой навязывать свои убеждения другим людям, поскольку убеждения каждый человек может вырабатывать только сам.

Дальнейшее внутреннее обоснование толерантности-компромисса происходит примерно следующим образом: «Если другой человек как индивид или как представитель другой культуры не принимает мои взгляды, не соглашается с моими аргументами в их пользу, то это говорит о том, что в каких-то существенных отношениях он мне уступает (менее образован, хуже мыслит, подвержен иррациональным влияниям).

Я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, поскольку спорить с таким человеком не имеет смысла.

Вместе с тем я надеюсь, что в будущем мои взгляды будут приняты всеми другими». В этом случае толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)