Толерантность как компромисс взаимная уступка
Гуманистическая парадигма основана на признании самоценности каждого человека безотносительно к его окружению. В связи с этим необходимость взаимодействия и взаимного сосуществования побуждает людей к компромиссам, которые также являются формой толерантного поведения.
Компромисс достигается путем взаимных уступок как взаимное нравственное движение навстречу друг другу. Толерантность в этом случае противостоит индивидуализму, конфронтации и способствует взаимному развитию людей.
То же происходит и при вхождении человека в сообщество: сам человек и принимающая его группа взаимно принимают на себя определенные обязательства по отношению друг к другу.
Такие сцены можно наблюдать довольно часто между детьми, которые «торгуются», договариваясь о совместных действиях:
— Ладно, я буду с тобой дружить, но ты не будешь меня обзывать в классе дурой.
— Ладно, а ты не говори, что я…
И т.д.
Договаривающие стороны признают друг друга равноправными и это равенство подчеркивают путем взаимных уступок. Эти уступки могут быть и несущественными, ритуальными, однако они делаются во имя демонстрации взаимного уважения и отказа от каких-либо преимуществ по отношению к другой стороне.
По сути, толерантность этого типа проявляется во имя сохранения в неприкосновенности собственной системы взглядов, ценностей, смыслов, для сохранения индивидуальности.
То же происходит, когда человек не может уступить другим в принципиальных отношениях — компромисс достигается в менее значимых уступках и взаимно терпимом отношении к различию взглядов по более значимым проблемам.
Человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не просто потому, что это его система, а потому, что он считает ее превосходящей другие системы, потому, что, с его точки зрения, его система лучше решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались.
Если бы он думал иначе, то отказался бы от своей системы и выбрал бы иную, а именно ту, которая, с его точки зрения, лучше других.
Возможен и «компромисс с самим собой». Человек в принципе мог бы доказать несостоятельность других взглядов, раскритиковать их.
Но он не может силой навязывать свои убеждения другим людям, поскольку убеждения каждый человек может вырабатывать только сам.
Я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, поскольку спорить с таким человеком не имеет смысла.
Вместе с тем я надеюсь, что в будущем мои взгляды будут приняты всеми другими». В этом случае толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним.
- Современный мировой образовательный процесс
- Диалог России и Запада на разных этапах развития школы и педагогической мысли
- История образования и педагогической мысли России
- Идея толерантности в истории школы и педагогической мысли
- Идея толерантности в истории образования и педагогической мысли
- Реализация толерантности в воспитательной деятельности
- Реализация толерантности через содержание и средства обучения
- Толерантность: проблемы воспитания и способы их разрешения в педагогике
- Идеи о праздновании Международного дня толерантности по Б. Э. Риэрдон
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу