Современные тенденции социокультурного развития

Многоуровневый подход актуализирует вопрос о том, как соотносятся между собой изменения, протекающие на этих разных уровнях, то есть каковы макроэффекты микрособытий, а с другой стороны, каковы микроэффекты от макрособытий.

Допущение о том, что социальные изменения происходят в результате деятельности индивидов ставит во главу угла вопрос о том, как макропеременные факторы воздействуют на мотивы и выбор индивидов, и как этот выбор, в свою очередь, воздействует на макропеременные.

Подобная взаимозависимость позволяет утверждать, что изменения в сфере образования в конечном итоге отражают закономерности и тенденции культурного развития общества.

Среди социокультурного развития в современном мире можно выделить несколько основных тенденций.

Компактность новых систем хранения информации и способность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния позволяют децентрализовать любой процесс, включая производство, управление, образование.

Вместо централизованной иерархической системы возникают сети коммуникаций, новые информационные технологии во многом меняют принципы функционирования культуры, протекание и содержание духовных процессов, формы знания и типы мышления.

Разнообразие и «делокализация» информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводит, с одной стороны, к значительной однородности всемирного культурно – информационного пространства, к созданию доступных банков глобальной сети, к ослаблению и снятию всех барьеров и «занавесов».

Интересно
А с другой стороны, к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что связано с его деятельностью, миром интересов, ценностными позициями.

Однако подобная культурная ситуация не только расширяет возможности обретения человеком смысла своего бытия, но и несоизмеримо увеличивает вероятность утраты, «замыливания», фетишизации этого смысла, придания ему статуса «массового» клише.

Снижение контроля старшими поколениями над той информацией, на базе которой формируется новое поколение (спутниковое транснациональное телевидение, интернет, институты реакреации и досуга и т.п.)

Доступность и унификация средств и способов распределения и потребления продуктов культуры приводит к унификации культурных видов деятельности. Современное общество становится обществом «массовой культуры» со своей институциональной базой (индустрия моды; радио-, кино- и телеиндустрия и т.п).

Феномен общества «массовой культуры» связан с абсолютизацией роли коммерческого успеха, с вовлечением все большего количества людей в потребление и воспроизводство однообразных продуктов культурного обмена.

Современные факторы воздействия на сенсорные системы детей во многом отличаются от характеристик той информационной среды, в которой формировались старшие поколения, представители которого определяют содержание и методы обучения.

Переход от печатных материалов к аудио -, видео – и электронным каналам транслирования информации, ее обработки, хранения и воспроизведения.

Утверждение «экранной культуры», основанной на компьютерно – космической технологии обработки и передачи информации, интернациональной по своему характеру, приводит к созданию эффекта «виртуализации» (порожденности и интерактивности) окружающего мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)