Современные социальные направления экономической науки (Дж. Бьюкеннен)

Теория общественного выбора (Дж. Бьюкеннен, Г. Таллок, Р. Толлисон) осно­вывается на тезисе о первичности индивидуального действия, но выбор здесь ограничен нормативно-этическими ценностями. Экономические действия вложены в экономическую и правовую структуру, которые представляют ин­ституциональную структуру для реализации выбора. Обычно экономическая трактовка поведения основывается на положении о максимизации выбора, но дело в том, что «те, кто управляет, сами тоже управляемы» (“the rulers are also the ruled”), пишет Джеймс Бьюкеннен. Максимизация индивидуальной полез­ности понимается обычно как то, что люди в экономическом поведении вы­бирают «больше, чем меньше», но это «больше» и «меньше» рассматриваются без учета этических норм и предпочтений. Есть установки, правила и предпо­чтения, и человек выбирает не между затратами и результатами, а между пра­вилами или моделями поведения. Экономическая рациональность с этой позиции понимается не только как максимизация собственной выгоды, но и как согласованность выбора.

Бьюкеннен является основателем и лидером такого направления в экономи­ческой науке, которое получило название «конституциональная политическая экономия». Разработанный им подход построен на распространении моде­ли экономического поведения на сферу политики, а точнее — на деятельность государственного аппарата и различных политических организаций. Институ­ционалисты обычно называли данную область сферой коллективной деятель­ности. Политическое взаимодействие гораздо сложнее, чем рыночное, но его все же возможно рассматривать как особый вид обмена.
Граждане за опреде­ленные права и налоговые выплаты приобретают у государства нужную им по­литическую линию, зафиксированную в институциональных правилах. Причем каждый гражданин стремится получить от государства больше выгоды, чем он затратил на содержание государственного аппарата. Бьюкеннен, однако, пред­ложил отказаться от анализа системы принятия обычных политических реше­ний, а выделить наиболее значимые из них, то есть изучать механизмы выбора правил принятия политических решений. Это позволило ему сосредоточиться на политической деятельности законотворческого характера. В качестве идеально­го аналога рынку в политике Бьюкеннен видит систему федерализма. Такая си­стема позволяет заменить предвзятую волю бюрократии обезличенной властью ценовых механизмов. Это позволит, по мнению Бьюкеннена, создать условия для того, чтобы принимаемые политические решения были наиболее эффектив­ны. Основой инструмент анализа политической деятельности заключен в моде­лях прямой и представительной демократии. Бьюкеннен предлагает возможные идеальные схемы, которые следует использовать применительно к современным обществам. Однако их общим принципом является идея, что экономика, орга­низованная на рыночных принципах, уменьшает размер и значение политиче­ской бюрократии независимо от формы государственного устройства. Достиже­ния Бьюкеннена в разработке теории принятия экономических и политических решений на контрактной и конституционной базе были отмечены в 1986 г. Но­белевской премией по экономике.

Бьюкеннен представляет политику в форме особой сферы услуг, услуг пра­вительства гражданам и их группам. Соответственно, «конституциональная эко­номика» призвана решить проблему договорного процесса между различными субъектами политики. Специфика этого договора по сравнению с рыночным сводится к вынужденному участию сторон в сделке. Этот договор навязывается их воле как внешняя необходимость, однако содержание и форма договора под­чиняются воле сторон. Здесь каждый индивид выступает в качестве гражданина, как частный обладатель гражданской воли. Предоставляя правительству некото­рые исключительные права и обеспечивая его финансовой поддержкой, граж­дане приобретают право реализации собственных частных интересов. Но самое главное — правительство устанавливает порядок отношений внутри гражданско­го общества между частными индивидами. Такой порядок Бьюкеннен характеризует как правила политической игры, отраженные в конституции государства. Эти правила являются самыми затратными институтами общества, поэтому они наиболее устойчивы и консервативны. В силу неопределенности положения от­дельных индивидов в обществе они заинтересованы принять такую конституцию, в которой можно преследовать свои интересы независимо от изменений своего положения в обществе. То есть индивиды, по убеждению Бьюкеннена, при сле­довании рациональной логике придут к выбору таких конституционных правил, которые выгодны одинаково всем. А такими правилами Бьюкеннен считает, естественно, правила рынка — его идеал для любого человеческого общения, а точнее — общения частных собственников. Основные конституционные из­менения происходят посредством деятельности так называемых политических предпринимателей, которые опосредуют отношения гражданского общества и выделившейся из нее правительственной бюрократии. Политика превращает­ся, таким образом, в особого рода бизнес, построенный на все той же рыночной ментальности «экономического человека».

С точки зрения форм дохода Бьюкеннен определяет способ извлечения при­были представителями политической бюрократии как извлечение ренты. Усло­вием получения ренты служит монополизм правительства в предоставлении ряда услуг. Современное общество создает многочисленные организованные группы в политике для лоббирования различных интересов. Роль таких групп наиболее велика в создании рентных интересов бюрократии и в принятии важнейших по­литических решений правительства

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)