Современные направления исследования предпринимательства

Во второй половине XX в. в социологии предпринимательства появляются новые исследовательские направления. Во-первых, это изучение этнического предпринимательства. Этнический бизнес, т. е. бизнес эмигрантов, существовал на протяжении многих веков. Но социологических исследований успешности его функционирования практически не было. Пожалуй, одним из наиболее известных исследований в этой сфере является работа В. Зомбарта «Евреи и их роль в образовании современного хозяйства». Основными теориями, объясняющими успешность этнических компаний, являются следующие: теория неравного социально-экономического положения, теория реактивной этничности и ресурсная теория. Первая по времени возникновения теория связана с двумя видами неравенства мигрантов. Первый вид — это дискриминация иммигрантов на рынке труда, в том числе и по внешним признакам, так называемой титульной нации. Второй вид дискриминации связан с недостатком социального капитала у мигрантов. К его составляющим в данном случае относятся: уровень владения языком, сфера образования, деловая этика, включенность в бизнес-связи. Исследования показывают, что влияние данных факторов неоднозначно для групп с разным социально-экономическим положением.

Для некоторых видов занятости, в том числе, например, для преподавательской деятельности, необходимо отличное владение языком принимающей стороны. Для менее квалифицированной работы нужно владеть языком хотя бы на минимальном уровне. Но и это бывает далеко не всегда. В таком случае конкурентным преимуществом обладает тот, кто знает язык страны, в которой работает. Соответственно, в среде мигрантов образуется иерархия. В современной России она может быть обнаружена в бригадах так называемых гастарбайтеров из Таджикистана или Узбекистана. Вторым элементом социального капитала мигрантов является уровень их образования. В некоторых случаях, если они не приглашены специально на определенную должность, иммигрантам необходимо подтверждать качество дипломов, полученных на родине. В первую очередь это относится к медицинским специальностям. В частности, в США российские врачи без получения (дополнительно) американского диплома могут занимать должность на порядок ниже, чем на родине, а именно если прежде они были врачами, то в Америке могут занять посты медсестры либо медбрата. А в Греции, например, медицинское образование, полученное в нашей стране, обладает более высоким статусом.

Что касается деловой этики, то это понятие непосредственно связано с таким, как «социальное время». Разница в восприятии времени в различных культурах весьма существенна. Так, в обыденном сознании россиян пунктуальность связана прежде всего с Германией. Действительно, в этой стране велико значение буквального следования физическому времени. В других регионах мира понятие пунктуальности совершенно иное. Так, в Таиланде опоздать на 2 часа значит прийти вовремя. А в некоторых африканских странах, если человек считается пунктуальным, то он приходит не в назначенный час, а в назначенный день. Очевидно, такие существенные различия связаны в том числе и с религиозными верованиями. Например, Германия — в значительной своей части протестантская страна, где деловая жизнь подчинена образному выражению Б. Франклина «Время — деньги». Что касается мигрантов, то для получения достойной работы они должны уметь приспособиться к новым для них этическим правилам.

И, наконец, последний элемент социального капитала, отсутствие которого может привести к дискриминации мигрантов на рынке труда принимающей стороны, это деловые связи. Особые трудности при этом испытывают иммигранты первой волны, у которых нет никаких контактов. Те, кто приехал вначале и добился успехов в бизнесе, сталкиваются с еще одной проблемой, на которую одним из первых обратил внимание М. Грановеттер. На основе анализа практик этнического бизнеса в США он сделал вывод о том, что расширяющиеся семейные связи и солидарность могут стать препятствием для предпринимателя, если он будет вынужден поддерживать не только близких, но и дальних родственников. Хотя на стадии организации предприятия семейные связи могут послужить известным преимуществом для бизнеса иммигранта.

Но иногда поддержка близких требует таких больших капиталовложений, что бизнес тех, кто прибыл первыми и стал успешным, может прийти в состояние стагнации или даже обанкротиться. Исследования на основе подхода Грановёттера проводились в разных странах, и его выводы подтвердились. Изучалась ситуация и в России, в частности — в Казани, в азербайджанской диаспоре. Этническим бизнесом для азербайджанцев в этом, как и во многих других городах, является контроль над овощными рынками. К ним также приезжают земляки, которых они вынуждены поддерживать. Но для того, чтобы сохранить свой бизнес, казанские азербайджанцы оказывают приезжим помощь единовременно: либо выделяя стартовый капитал для начала собственного бизнеса, либо предоставляя рабочее место.

В настоящее время исследования в сфере этнического предпринимательства продолжаются. Так, например, в 2007 г. была опубликована коллективная монография «Социология предпринимательства», второй раздел которой так и называется: «Предпринимательство иммигрантов и анклавы». Одним из его авторов является А. Портес — крупнейший специалист в сфере социологии миграций.

Второй по времени возникновения теорией этнического предпринимательства является теория реактивной этничности. Как отмечают Ф. Янг и Э. Хаген, предпринимательство распространяется в группах, члены которых, переезжая на постоянное место жительства в другую страну, теряют те статусы, которыми обладали на родине, и приобретают единый статус — «чужак». Быть чужаками, на первый взгляд, невыгодно, поскольку они априори вызывают недоверие у представителей принимающей нации. Особенно это было характерно для средневековой Европы, где большинство крупных городов были построены по принципу Магдебургского права. В центре располагалась ратушная площадь с рынком, а от них радиально расходились улицы. Таким образом, на рыночной площади встречалось не только большинство жителей города, но и выходцы из других регионов, т. е. «чужие». Их легко было отличить от местных жителей, в том числе и по внешнему виду. Непохожесть на других вызывала недоверие окружающих и приводила к дискриминации при приеме на работу. Однако обладание статусом чужака приводило не только к негативным, но и к позитивным последствиям. Чужаки привносили в принимающую страну новые технологии, товары и услуги, получая тем самым конкурентные преимущества перед гражданами принимающей стороны. Сначала они обеспечивали нужды своей диаспоры, а затем начинали предлагать этнические товары и услуги представителям титульной нации. Обладание статусом «чужака» сплачивало диаспору, которая для легитимизации возможностей своих членов использовала две стратегии. Восходящая стратегия заключается в поддержке наиболее успешных членов диаспоры. В качестве примера можно привести осетинскую диаспору в Санкт-Петербурге. Наиболее успешные ее представители — руководитель Мариинского театра В. Гергиев, которому в 1994 г. решением жюри международной организации “ International Classical Music Awards” было присуждено звание «Дирижер года», и Т. Боллоев, с 1990 г. в течение 13 лет возглавлявший ОАО «Балтика», а в настоящее время руководящий компанией «Олимпстрой» — компанией, которая отвечает за строительство объектов для зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Таким образом, осетинская диаспора доказала, что ее члены могут быть успешными как в культурной, так и в экономической сферах. Существует и нисходящая стратегия, которая проявляется в спонсорстве и патронаже наименее успешных членов диаспоры, об опасности которой писал Грановеттер.

И, наконец, последняя по времени возникновения концепция — ресурсная теория этнического предпринимательства. Данная теория аккумулировала в себе все лучшее, что было достигнуто авторами предыдущих подходов. Согласно этой концепции, при создании бизнеса предприниматели-иммигранты пользуются двумя видами ресурсов — классовыми и этническими, причем использовать их могут, в зависимости от ситуации, как вместе, так и каждый в отдельности. К классовым ресурсам относят наличие стартового капитала и опыт ведения бизнеса на родине. В качестве иллюстрации можно привести историю кубинской диаспоры во Флориде. Около Майами она образовалась в 1959 г., когда богатые кубинцы были вынуждены срочно эвакуироваться из Гаваны в связи с приближением войск Ф. Кастро. Не всем удалось вывезти свои капиталы, поэтому в США пришлось начинать дело заново. И здесь им пригодились те предпринимательские навыки, которыми они овладели еще на Кубе. Безуслов­ но, в каждой стране существует свой свод формальных и неформальных правил ведения бизнеса, но первый этап, который включает поиск инновационной идеи и разработку бизнес-плана, практически схож везде.

Этническими ресурсами ведения бизнеса являются:

  • дешевая рабочая сила, оказавшаяся в невыгодном социально-экономическом положении, т. е. не обладающая необходимым социальным капиталом (в первую очередь языком принимающей стороны, чтобы конкурировать на рынке труда с представителями титульной нации);
  • этнические сети, по которым осуществляются не только спонсорство и патронаж более успешными представителями диаспоры менее успешных, но и циркулирует информация о возможностях более выгодных закупок сырья и материалов и более выгодных продаж в разных регионах страны. Как правило, такой информации доверяют в большей степени, нежели поступающей через другие каналы, что позволяет, согласно экономическому неоинституционализму, снизить так называемые трансакционные издержки, т. е. издержки при заключении сделок. Это приносит предпринимателям-мигрантам конкурентные преимущества. Тот же подход можно применить и к изучению поведения представителей сплоченных религиозных групп (например, протестантских сект, о которых писал М. Вебер, или старообрядческой общины в России);
  • этнические товары и услуги, которые являются новыми для принимающей страны. Практика показывает, что сначала в них нуждаются представители диаспоры, проживающие по всей стране. Так, например, в знаменитом анклаве (месте компактного проживания) Брайтон Бич, где живет около 2 миллионов русскоязычных, функционирует ряд магазинов, торгующих интересующими выходцев из СССР товарами, а именно — книгами, компакт-дисками, что при развитии компьютерных технологий вскоре потеряет актуальность. Но продукты питания будут востребованы всегда, поскольку существует своего рода пищевая ностальгия, т. е. кому-то недостает творога, кому-то — гречневой крупы, а кому-то — шпрот. Поэтому предприимчивые мигранты из России не только открыли в этом анклаве продовольственные магазины, но и наладили торговлю продуктами питания по каталогам с теми американскими городами, где проживает русскоязычное население. Кроме того, практически во всех диаспорах функционируют рестораны этнической кухни. Необходимо также отметить, что когда потребности общины в этнических товарах услугах удовлетворяются, ими начинают заинтересовывать представителей титульной нации.

Еще одним исследовательским направлением, появившимся во второй половине XX в., стало изучение неформальной и теневой экономики. Одним из первых, кто высказал предположение о взаимосвязи между предпринимательством и криминалом, был Р. Мертон. На примере США он показывает, что в странах, где преобладает «установка на достижение», экономического успеха пытаются добиться любыми способами. Если у потенциального предпринимателя есть легальные ресурсы для начала бизнеса, а именно — деньги, образование, связи, — он в контактах с криминальными структурами не нуждается, в отличие от тех, кто подобными ресурсами не обладает. «Установка на достижение» является не единственной при основании собственного бизнеса. Психолог Д. Макклелланд, автор книги «Достигающее общество», долгие годы работавший в Центре изучения истории предпринимательства при Гарвардском университете, основанном в 1948 г. Шумпетером, выявляет еще один мотив предпринимательской деятельности — «избегание неудач». На этом основании функционируют компании, которые относятся к категории «вынужденное предпринимательство».

Но наиболее интенсивные исследования в сфере неформальной и теневой экономики были связаны с процессами, происходившими в развивающихся и социалистических странах. В случае со странами третьего мира — это отсутствие официальной работы, прежде всего в промышленном секторе экономики. Сам термин «неформальная экономика» был введен в научный оборот английским экономистом-антропологом К. Хартом, когда он, по заказу Международной организации труда, проводил исследования городских рынков труда в Гане в 1971 г. и в Кении в 1972 г. Их результаты показали, что значительная часть городских жителей этих стран, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, практически не связана с официальной государственной экономикой. Огромное влияние на дальнейшие исследования неформальной экономики оказала книга перуанского экономиста Э. де Сото «Иной путь», опубликованная в 1989 г. В 2000 г. он опубликовал монографию «Загадка капитала», посвященную ситуации не только в развивающихся, но и в бывших социалистических странах. Этой проблемой интересовался и Портес — автор учебника «Неформальная экономика и ее парадоксы». Что касается исследований теневого сектора экономики, то они проводились в основном в странах социалистического лагеря. Хотя теневой сектор существовал и существует до сих пор и в экономиках наиболее развитых стран мира. Так, в Лос-Анджелесе, который стал первым испаноговорящим городом США, функционируют подпольные цеха по производству одежды, на которых работают мексиканцы, в том числе и нелегальные мигранты. Даже в Германии на стройках не всегда легально трудятся граждане других стран, а до вступления Польши в Евросоюз из этой страны приезжало большое количество людей для сбора немецкой клубники.

Для того чтобы сопоставить понятия «неформальная экономика» и «теневая экономика», воспользуемся подходом, предложенным А. Каценелинбойгеном в статье «Цветные рынки и советская экономика». Автор разделил всю неформальную экономическую деятельность, существовавшую в Советском Союзе, на разноцветные сегменты в зависимости от степени ее общественной опасности: чем темнее цвет, тем опаснее. Представляется, что данный подход, в несколько упрощенном виде, вполне применим и для анализа ситуации как на постсоветском пространстве, так и в бывших социалистических странах. Разделим неформальную экономическую деятельность в современной России на четыре сегмента:

  • «белый» сегмент. Это деятельность, которая не нарушает законодательство и права других людей. Закономерно возникает вопрос о том, почему же данный вид экономической деятельности относится к разряду неформальной? Ответить на него можно, поняв, что же относится к данному сегменту. Прежде всего это домашняя работа, результаты которой не учитываются в ВВП. Поэтому она не регулируется законодательством. Хотя в домохозяйстве выполняются две важные народнохозяйственные функции — производство и воспроизводство рабочей силы, что позволило общественным организациям в ряде стран, в том числе и в России, поставить вопрос о необходимости оплаты труда домохозяек, их пенсионного обеспечения и социальной защиты. Но решить его далеко не просто, поскольку домохозяйки принадлежат к различным социальным слоям, их семьи обладают доходами разного уровня, а выбор данного вида занятости обусловлен различными причинами. Все эти факторы позволяют выделить среди данной категории населения две большие группы — «вынужденные» домохозяйки, которые нуждаются в оплате своего труда, и «добровольные». Еще одним примером неформальной экономической деятельности, относящейся к данному сегменту, является труд на дачном участке, в том случае, если производящаяся там продукция не попадает на рынок, а потребляется самими членами домохозяйства либо обменивается на основе бартера. Необходимо отметить, что, согласно данным последних социоэкономических исследований, трудовая деятельность на даче экономически невыгодна. Исключение составляет выращивание зеленых культур и цветов к определенным датам. Таким образом, дача в России в настоящее время выполняет в основном рекреационную функцию;
  • «розовый» сегмент. Это экономическая деятельность, которая не нарушает законодательство, но нарушает права других людей. Такое возможно, если соответствующая законодательная база по каким-то причинам еще не разработана.

В качестве примера можно привести ситуацию на постсоветском пространстве и в ряде стран Восточной Европы. В 90-х гг. XX в. законы, соответствовавшие политическим и экономическим реалиям социалистического строя, перестали действовать, а для того, чтобы сформировалось новое законодательство, потребовалось более десяти лет. Именно в это время в России появился лозунг: «Все, что не запрещено, разрешено». Ситуацией отсутствия законодательного регулирования воспользовались предприимчивые люди, организовавшие разного рода аферы, такие, например, как финансовые пирамиды, разорившие миллионы людей. Другим примером относящейся к данному сегменту экономической деятельности является деятельность целого ряда российских компаний, которая нанесла серьезный урон окружающей среде, в связи с долговременным отсутствием экологического законодательства;

  • «серый» сегмент. Это экономическая деятельность, которая нарушает законодательство (в первую очередь Административный кодекс) и права других людей. В качестве примера можно привести работу незарегистрированных предприятий, которые, соответственно, не выплачивают налоги. Официально зарегистрированные компании также нарушают законы в том случае, если платят налоги далеко не в полном объеме. Иными словами, выплачивается только «верхушка айсберга», а подводная его часть остается практически без налогообложения. Сюда же можно отнести практику выдачи «зарплаты в конвертах», что позволяет владельцам компаний экономить на фонде заработной платы. Таким образом, в «сером» сегменте можно выделить две группы занятых — владельцы компаний, которые от ухода в сферу неформальной экономики получают дополнительную прибыль, и те, кто попал в данную сферу вынужденно.

К ним относятся те, кто предлагает не облагаемые налогами услуги, например, частный извоз, репетиторство, «челночество» (поездки за рубеж с целью оптовых закупок товаров и их дальнейшей реализации на родине). Необходимо отметить, что представители второй группы могут относиться и к формальному сектору экономики, если легализируют свою деятельность;

  • «черный» сегмент. Это экономическая деятельность, которая нарушает Уголовный кодекс Российской Федерации и, соответственно, права других людей. К этой категории относятся наиболее экономически выгодные преступления. Самым прибыльным является наркобизнес, который на единицу вложений приносит до 1500 % прибыли. К этой же категории относятся: заказные убийства, человеческий трафик (вывоз детей и женщин за границу с преступными целями без их согласия), проституция, игорный бизнес. Сюда же можно отнести и деятельность, названную петербургским социологом В. Волковым «силовым предпринимательством», что означает насильственное предложение услуг по охране бизнеса организованными преступными группировками (ОПГ). Данное явление было широко распространено в России в 90-х гг. XX в. В некоторых случаях «черный» бизнес может быть также легализован. Это касается, например, игорного бизнеса, который в России до недавнего времени был легальным, и проституции, являющейся официальным бизнесом в таких странах, как Голландия, Германия и др.
В заключение можно сделать вывод о том, что понятие «неформальная экономика» шире, чем понятие «теневая экономика», поскольку к последнему относится деятельность только в «сером» и «черном» сегментах неформальной экономики, т. е. там, где нарушается законодательство.

Еще одним исследовательским направлением в социологии предпринимательства является гендерный подход. Он начал развиваться представителями американской феминистской социологии. Среди европейских социологов в этой сфере известна скандинавская школа гендерных исследований, в рамках которой анализ экономической активности проводился по трем категориям: само­занятые, менеджеры и предприниматели. Различия между мужским и женским бизнесом, составляющие предмет гендерных исследований в сфере предпринимательства, в последние годы привлекают все большее внимание представителей экономической социологии. Сравнительный анализ проводится по следующим характеристикам: биографические данные предпринимателей; причины организации предприятий, личностные качества бизнесменов; мотивация предпринимательской деятельности; предыдущий опыт работы; источники средств финансирования; группы поддержки предпринимателей.

Многими специалистами ставится вопрос о том, существует ли вообще мужское или женское предпринимательство или просто есть успешный и безуспешный бизнес. В ходе многочисленных исследований была выявлена почти полная идентичность в так называемых «push-факторах», т. е. тех свойствах личности и мотивах, которые побуждают как мужчин, таки женщин к организации собственного бизнеса. Такие мотивы, как стремление к независимости или успеху наряду с экономической необходимостью и стремлением к благосостоянию, могут стать определяющими при создании предприятий как мужчинами, так и женщинами. Гендерные отличия наблюдаются лишь в степени весомости и интерпретации данных факторов. Мужчины, например, стремятся стать предпринимателями с тем, чтобы не работать на кого-либо другого, в то время как женщин привлекает в первую очередь «гибкость», позволяющая им балансировать между семьей и работой, а также возможность «помочь другим». Именно сходство «push-факторов» повлияло на формирование широко распространенного мнения о том, что гендерная специфика предпринимательства — всего лишь «фантом», результат спекулятивных измышлений феминистски настроенных исследователей. Но, очевидно, не только внутренними причинами диктуется выбор предпринимательской карьеры. С точки зрения «ри11-стратегии», именно внешние факторы оказываются главенствующими в этом процессе, как бы втягивая индивида в орбиту предпринимательской деятельности. К основным факторам внешней среды предпринимательства можно отнести государственную политику в сфере бизнеса и национальную культуру, формирующую систему ценностных ориентаций и климат общества. Внешняя среда является определяющей для исследования таких характеристик предпринимательской деятельности, как причины организации предприятия; наличие предпринимательских сетей; источники финансирования; отрасли, в которых создаются предприятия; группы поддержки бизнесменов и т. д.

Рассмотрим прежде всего такую важную составляющую предпринимательства, как источники средств для развития бизнеса. Естественно, потенциальные предприниматели, независимо от пола, предпочитают основывать компании на свои собственные средства. В случае, если их не хватает, мужчины привлекают внешние источники — такие, например, как банковские кредиты и средства инвесторов. И только в крайнем случае они обращаются за помощью к родным и близким, в то время как для женщин этот источник, после собственных накоплений, будет вторым по степени значимости. Но если собственных сбережений и средств так называемого «ближнего круга» для начала бизнеса женщинам не хватает, они, как и мужчины, вынуждены прибегать к внешним источникам финансирования, таким как банковские кредиты, государственные программы содействия предпринимательству, средства предпринимательских организаций и физических лиц, гранты зарубежных фондов, деньги частных инвесторов. Выше­ перечисленные элементы системы кредитования бизнеса обладают гендерной составляющей в разной степени. Очевидно, что практически гендерно нейтральным является процесс получения средств из зарубежных фондов, поскольку в большинстве стран-грантодателей проводится политика гендерного равенства (gender mainstreaming). К категории гендерно нейтральных источников развития бизнеса также относятся заимствования у частных инвесторов, которые являются в настоящее время наиболее популярными среди владельцев предприятий в России. Это связано, с одной стороны, с традицией использования межличностных контактов в предпринимательских кругах, сформированной в 90-х гг. XX в. и до конца еще не преодоленной. Другая, более важная причина востребованности средств физических лиц, заключается в недостаточной развитости системы банковского кредитования.

Поскольку банковские кредиты, согласно мировой статистике, являются основным источником развития бизнеса и в перспективе должны занять это место и в России, несомненный исследовательский интерес представляет степень выраженности гендерной составляющей в деятельности этих кредитных институтов. При этом необходимо рассматривать наличие как гендерной политики в банках, так и гендерного поведения заемщиков. Банки при принятии решения о выделении кредита руководствуются в первую очередь состоянием бизнеса и наличием залоговой массы. Но опосредованно гендерный аспект банковского кредитования прослеживается. Дело в том, что подавляющее большинство предприятий, принадлежащих женщинам, относятся к разряду малых и микро, причем именно эти компании при получении кредита сталкиваются с наибольшими трудностями, поскольку нуждаются в небольших кредитах. Но как кредиты на крупную сумму, так и маленькие требуют от банков одинаковых временных и интеллектуальных затрат. А выгода от крупного кредита гораздо больше. Поэтому банки предпочитают в качестве клиентов иметь крупные или, в крайнем случае, средние предприятия.

Еще одной причиной возникновения трудностей при получении кредита женщинами заключается в том, что руководителями банков в настоящее время являются в основном мужчины, в том числе и в России. Как и в сфере управления при продвижении на руководящие должности, при решении о выделении кредита решающую роль играют люди, принимающие решения. А принимают решения в первую очередь мужчины, которые составляют подавляющее большинство в верхних эшелонах корпоративной власти, в том числе и в банковской сфере. Американцы называют top-management «клубом выросших мальчиков» (big boys club). Действительно, гендерная принадлежность руководителя банка является важным фактором, влияющим на возможность получения кредита женщинами. При этом необходимо отметить, что значимость данного фактора определяется еще и размером банка, поскольку небольшие банки часто работают с клиентами на основе межличностного доверия. В таком случае решающее значение часто приобретает личность управляющего. В качестве примера можно привести один из петербургских банков, руководителем которого является женщина. Как показала практика, в этом банке кредитовалось больше женщин — владельцев бизнеса, чем в других. Но это вовсе не значит, что в таких банках существует облегченный режим получения кредитов для женщин. В этих банках менеджеры по работе с клиентами помогали обратившимся предпринимателям за кредитами заполнить значительный объем документов, который подчас отпугивает потенциальных заемщиков. Причем это касалось как женщин, так и мужчин. Значимыми причинами, также препятствующими женщинам при обращении за банковскими кредитами, являются их более низкий социальный статус и распространенный в российском обществе сексизм.

До сих пор речь шла о гендерной политике кредитных организаций. Что касается второй составляющей системы кредитования — заемщиков, то их гендерная принадлежность, наряду с мотивацией на развитие бизнеса, склонностью к риску, спецификой полученного образования и возрастом, является одним из важнейших факторов, определяющих поведение ссудополучателей. Причем именно кредитное поведение нагляднее всего демонстрирует гендерный аспект исследуемой проблемы. В том случае, если политика кредитной организации направлена на стабильные низко-рисковые вложения, женщины становятся более активными заемщиками. По данным А. Романовой и Н. Мельникова, проводивших исследования в сфере сельскохозяйственного предпринимательства, «женщины получали займы почти в три с половиной раза чаще мужчин».

Рассмотрим некоторые особенности женского заимствования. Полученные в ходе вышеуказанного исследования данные показывают, что в одной и той же сфере деятельности проекты, инициируемые мужчинами, масштабнее аналогичных «женских». Авторы объясняют этот факт свойственной мужчинам-предпринимателям большей агрессивностью в ведении дел и большей склонностью к риску. Поскольку мужчины занимают большие суммы, то для кредитной организации это, с одной стороны, выгодно, так как снижает переменные издержки, а с другой — повышает степень риска. На основании вышеизложенного Романова и Мельников делают вывод о том, что «кредитование женщин является более предпочтительным для микрокредитной организации и влечет меньше проблем при возникновении трудностей с возвратом заемных средств».

Результаты наших собственных исследований подтверждают данный вывод. Действительно, женщины при обращении за кредитами стараются избегать риска, а к основным психологическим чертам, определяющим заемное поведение мужчин, относятся раскованность, уверенность в собственных силах, напористость. Хотя эти качества могут быть присущи и женщинам, большинство опрошенных считают, что их наличие является необходимым атрибутом именно успешных мужчинам.

В России кредиторы снижают неопределенность путем использования личных связей. Официальные лица принимают решение о предоставлении кредита на основе связей, которые потенциальные клиенты имеют с банком, или согласно тому, насколько они известны банку. По данным сравнительного исследования рынка кредитных карт в России и США, в российских банках существует неписаное правило, согласно которому в цепи между представителями банка и потенциальным получателем кредита может быть не более одного дополнительного звена. Подобная политика позволяет им с легкостью найти тех клиентов, которые отказываются платить по счетам. Это означает, что основной целью потенциальных клиентов становится поиск лиц, способных подтвердить их надежность. Для достижения данной цели женщинам необходимо устанавливать деловые связи. Именно поэтому в США — одной из наиболее благополучных с точки гендерного равенства в сфере бизнеса стран —существуют специальные семинары, обучающие женщин искусству установления контактов. Широта и глубина деловых связей определяются в первую очередь уровнем образования и предыдущим опытом работы. Так, более образованные работники с большей вероятностью будут использовать так называемые «слабые» связи, т. е. контакты с более широким кругом малознакомых людей.

Исследования показывают, что сфера предыдущей деятельности является одной из основных детерминант предпринимательского успеха. Поэтому можно предположить, что женщины с их специфическим человеческим капиталом будут иметь меньше возможностей в таких отраслях, как добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, и значительно больше — в сфере услуг, связи, образования, кадровых службах. Необходимо отметить, что структурапрофессиональной занятости женщин стихийно воспроизводит стереотип «женского» предназначения. Так называемые «женские» профессии сформировались путем вытеснения на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Почти исключительно «женскими» сферами являются торговля и общественное питание, здравоохранение и социальное обслуживание, народное образование, сфера культуры. Аналогичная ситуация и в промышленности: женщины преобладают в таких отраслях, как легкая, пищевая, фармацевтическая, швейная, прядильная и т. д. Соответственно, к основным сферам предпринимательской деятельности женщин в России, как и в других странах, относятся торговля, сервис (салоны мод, красоты), обучение, медицина, строительство, фермерство. Практически женское предпринимательство заполняет ту экономическую нишу, куда мужчины не стремятся.

В середине 90-х гг. прошлого века Г. Силласте выделила 4 типологические группы по критерию социальной адаптации к условиям свободного труда: адаптивную, индифферентную, фрустрационную и группу безработных. Предпринимательницы относятся в первую очередь к группе приспособившихся к условиям переходной экономики и тех, кто не задумывается о своем будущем, поскольку эта проблема «перестала быть актуальной». Адаптивная и индифферентная группы включают около 42 % респондентов. Две другие группы — фрустрационная и группа безработных — составляют социальную базу так называемого «вынужденного» предпринимательства.

Что касается групп поддержки предпринимателей, то, согласно данным американских исследователей, у мужчин и женщин они существенно отличаются, в первую очередь по степени значимости. Так, мужчинам наибольшую поддержку оказывают друзья и деловые знакомые (юристы, экономисты). Далее следуют деловые партнеры. И только на третьем месте — супруга. Женщины, как и мужчины, обращаются в первую очередь к близким друзьям. Но, в отличие от мужчин, супруг и семья являются для предпринимательниц почти столь же значимыми. Женщинам поддержку оказывают также женские профессиональные организации и ассоциации.

Что же является основным препятствием на пути развития женского предпринимательства в России? Проблема заключается в том, что женщины в нашей стране настолько вжились в систему мужских ценностей, что научились приспосабливаться к ней, тем самым ее поддерживая. Так, поданным Е. Здравомысловой, лишь 11,9 % из них хотели бы занимать руководящую должность, что связано с «особенностями менталитета российских женщин, где власть и влияние в глазах большинства российских женщин имеют скорее негативный оттенок».

Как было показано выше, размер предприятия во многом определяет особенности его функционирования. Одним из ведущих современных российских специалистов в сфере изучения малого предпринимательства является А.Ю. Чепуренко, который представляет Россию в Европейском совете по малому бизнесу и предпринимательству. Возглавляемая им исследовательская группа с 2006 г. участвует в международном сравнительном лонгитюдном исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», который стартовал в 1999 г. в десяти странах мира. «Исследовательская программа, разработанная специалистами Бэбсон-колледжа (США) и Лондонской бизнес-школы при участии ряда ведущих исследователей из других стран, предполагает изучение предпринимательской активности населения во всех входящих в проекте странах в целях изучения ее вклада в экономический рост».

В данном проекте, который в настоящее время насчитывает уже 55 участников, страны делятся на 3 группы:

  1. ресурсно ориентированные (Венесуэла, Саудовская Аравия, Ямайка и т. д.);
  2. эффективностно ориентированные (Россия, Аргентина, Бразилия, Китай, Иран, Румыния, Южная Африка и др.);
  3. инновационно ориентированные (Германия, Гонконг, Испания, ОАЭ, Финляндия, Япония и др.).

Для оценки уровня инновационности страны рассчитывается количество предпринимателей, которые считают, что предлагаемые ими товары или услуги являются новыми для всех или нескольких потребителей. Таким образом, они не вступают в конкуренцию с другими производителями. В 2011 г. максимальный показатель инновационности был в Чили (47 %), а в России — 17 %.

Подводя итог изучения процесса формирования социологического подхода к исследованию предпринимательства, необходимо разграничить классическое и современное понимание данного феномена. Традиционно предпринимателем считался мужчина — представитель титульной нации, реализовавший единственное инновационное действие. В конце XX в. подход меняется. Носителями предпринимательской функции становятся также и женщины, и представители этнических меньшинств.

Кроме того, появляется так называемое «коллективное» предпринимательство. При этом предпринимательская функция как бы распыляется, а внимание специалистов в данном случае привлекает система распределения ролей. Подобная форма организации труда характерна для крупного бизнеса. Владельцы малых предприятий, напротив, должны оставаться универсалами, т. е. совмещать разные виды предпринимательской активности. И, наконец, сейчас они уже не ограничиваются единичным предпринимательским событием, а реализуют цепь подобных действий, носящих названия «серийное» предпринимательство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)