Социальные функции маркетинговых технологий
Формулируя социальные функции маркетинговых технологий, попытаемся определить роль, выполняемую маркетингом в современном обществе, в достижении целей социального развития, в осуществлении интересов общества в целом и отдельных социальных групп. Функциональный анализ маркетинга показывает, что набор его социальных функций весьма широк.
В первую очередь, маркетинговые технологии направлены на удовлетворение потребностей общества, отдельных социальных групп, личности; что чрезвычайно важно, ибо потребность само по себе представляет нужду в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом.
Потребность выступает побудителем активности, вследствие чего возможность целенаправленного использования маркетинговых технологий как инструментов воздействия на рычаги этой активности, на ее результат имеют огромное значение для социального управления.
Во-вторых, маркетинговые технологии ориентированы на сбалансированное распределение ресурсов социальной значимости (материальных, финансовых, производственных, информационных, культурных, технологий и идей) в социальном пространстве на содействие развитию и продвижению ресурсов.
В-третьих, именно с помощью маркетинговых технологий возможно исследование, формирование и сбалансирование потребностей и запросов общества, социальных групп, личности. Для современного социального управления особую важность приобретает выявление приоритетных, необходимых для общества направлений развития различных социальных институтов (экономики, образования, политики, науки и т.д.), и именно маркетинговые технологии достаточно апробированы для решения этих задач.
Отдельным направлением использования маркетинговых технологий для достижения целей социального управления выступает определение потребности и моделирование несуществующих в настоящий момент феноменов: вещей, технологий, идей, персон для опережающего обеспечения удовлетворения потребностей, которые появятся в дальнейшем. Это чрезвычайно важно для совместимости уровня развития отдельных социальных институтов.
Например, маркетинговые технологии могут быть эффективными для прогнозирования и опережающего удовлетворения потребностей рынка труда. Подготовка специалиста занимает несколько лет, в связи с чем обеспечение соответствия состояния трудовых ресурсов потребностям рынка труда и потребностям конкретной сферы деятельности требует опережающего исследования направлений развития отраслей, моделирования номенклатуры специальностей, определение численности профессиональных ресурсов для воспроизводства кадров, для устойчивого развития общества, для избежания гуманитарных проблем – проблем социальной реализации.
В-четвертых, важнейшей социальной функцией маркетинговых технологий выступает воздействие на общественное мнение: его формирование и изменение в соответствие в приоритетными целями социального управления. Именно технологии маркетинговых коммуникаций позволяют сформировать определенное отношение к явлениям социальной значимости, к социально-управляемым изменениям, а также воздействовать на формирование потребностей в образе жизни, который соответствует задачам социального управления, в конкретных морально-нравственных категориях и т.д.
В-пятых, маркетинг выступает аналитической и стратегической основой социального управления, а одной из важных социальных функций маркетинговых технологий выступает информационно-аналитическое обоснование программ социального управления.
Аналитическая поддержка социального проектирования должна опираться на методологию, которая позволяет:
- исследовать потребности социального развития и «спрос» общества, отдельных социальных групп на стратегии социального развития,
- соотносить социальные потребности с факторами влияния, например такими, как конкуренция социальных приоритетов, концепций и стратегий развития;
- учитывать многообразия факторов и вариантов развития, социальных изменений, в том числе многоаспектно оценивать и прогнозировать их последствия и эффект, анализировать ресурсы и затраты;
- моделировать на основании особых параметров «жизненный цикл» информатизации и ее отдельных направлений, этапов и процессов, «жизненный цикл» изменения, его сроки и масштабы.
Подобным потенциалом обладают именно маркетинговые технологии. Шестая социальная функция маркетинговых технологий основана на уже известной нам концепции о маркетинговых технологиях как основы оптации, т.е. выбора того или иного образа жизни и деятельности из всех возможных в данном обществе.
- Влияние на маркетинг социальных изменений и развития социологического знания
- Социология и проблемы создания комплексных характеристик потребителя
- Сектор социологических и маркетинговых исследований как элемент информационного рынка
- Социология культуры и маркетинг
- Географические аспекты социологического анализа и их применение в маркетинге
- Социологические особенности ювенальной потребительской аудитории
- Сегментирование и его социологические основания
- Социология брака и семьи в системе управления взаимоотношениями с потребителем
- Гендерные различия как фактор управления отношениями с потребителями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу