Социальные функции маркетинговых технологий

Формулируя социальные функции маркетинговых технологий, попытаемся определить роль, выполняемую маркетингом в современном обществе, в достижении целей социального развития, в осуществлении интересов общества в целом и отдельных социальных групп. Функциональный анализ маркетинга показывает, что набор его социальных функций весьма широк.

В первую очередь, маркетинговые технологии направлены на удовлетворение потребностей общества, отдельных социальных групп, личности; что чрезвычайно важно, ибо потребность само по себе представляет нужду в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом.

Потребность выступает побудителем активности, вследствие чего возможность целенаправленного использования маркетинговых технологий как инструментов воздействия на рычаги этой активности, на ее результат имеют огромное значение для социального управления.

Во-вторых, маркетинговые технологии ориентированы на сбалансированное распределение ресурсов социальной значимости (материальных, финансовых, производственных, информационных, культурных, технологий и идей) в социальном пространстве на содействие развитию и продвижению ресурсов.

Интересно
Данная способность должна рассматриваться с огромных потенциальных возможностей для современного социального управления, ибо именно обеспеченность и равномерное, в соответствие с потребностями, распределение ресурсов является условием реализации гуманитарных приоритетов развития и выступает важным фактором устойчивого развития общества.

В-третьих, именно с помощью маркетинговых технологий возможно исследование, формирование и сбалансирование потребностей и запросов общества, социальных групп, личности. Для современного социального управления особую важность приобретает выявление приоритетных, необходимых для общества направлений развития различных социальных институтов (экономики, образования, политики, науки и т.д.), и именно маркетинговые технологии достаточно апробированы для решения этих задач.

Отдельным направлением использования маркетинговых технологий для достижения целей социального управления выступает определение потребности и моделирование несуществующих в настоящий момент феноменов: вещей, технологий, идей, персон для опережающего обеспечения удовлетворения потребностей, которые появятся в дальнейшем. Это чрезвычайно важно для совместимости уровня развития отдельных социальных институтов.

Например, маркетинговые технологии могут быть эффективными для прогнозирования и опережающего удовлетворения потребностей рынка труда. Подготовка специалиста занимает несколько лет, в связи с чем обеспечение соответствия состояния трудовых ресурсов потребностям рынка труда и потребностям конкретной сферы деятельности требует опережающего исследования направлений развития отраслей, моделирования номенклатуры специальностей, определение численности профессиональных ресурсов для воспроизводства кадров, для устойчивого развития общества, для избежания гуманитарных проблем – проблем социальной реализации.

В-четвертых, важнейшей социальной функцией маркетинговых технологий выступает воздействие на общественное мнение: его формирование и изменение в соответствие в приоритетными целями социального управления. Именно технологии маркетинговых коммуникаций позволяют сформировать определенное отношение к явлениям социальной значимости, к социально-управляемым изменениям, а также воздействовать на формирование потребностей в образе жизни, который соответствует задачам социального управления, в конкретных морально-нравственных категориях и т.д.

Примером использования маркетинговых технологий как инструмента решения подобных задач социального управления выступает социальная реклама. Ее потенциал направлен на такие социальные явления, как наркомания, отношение к инвалидам и пожилым, управление автотранспортом в нетрезвом виде и другие.

В-пятых, маркетинг выступает аналитической и стратегической основой социального управления, а одной из важных социальных функций маркетинговых технологий выступает информационно-аналитическое обоснование программ социального управления.

Аналитическая поддержка социального проектирования должна опираться на методологию, которая позволяет:

  • исследовать потребности социального развития и «спрос» общества, отдельных социальных групп на стратегии социального развития,
  • соотносить социальные потребности с факторами влияния, например такими, как конкуренция социальных приоритетов, концепций и стратегий развития;
  • учитывать многообразия факторов и вариантов развития, социальных изменений, в том числе многоаспектно оценивать и прогнозировать их последствия и эффект, анализировать ресурсы и затраты;
  • моделировать на основании особых параметров «жизненный цикл» информатизации и ее отдельных направлений, этапов и процессов, «жизненный цикл» изменения, его сроки и масштабы.

Подобным потенциалом обладают именно маркетинговые технологии. Шестая социальная функция маркетинговых технологий основана на уже известной нам концепции о маркетинговых технологиях как основы оптации, т.е. выбора того или иного образа жизни и деятельности из всех возможных в данном обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)