Социально-педагогическая деятельность

Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.

Осуществляется она педагогами – работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. – в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др.

Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, т.к. регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т.е. она равно направлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые (например, в системе профессионального образования).

Интересно
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, где может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ему, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности, как отмечалось ранее, являются:

  • профилактика явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
  • социальная реабилитация детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет как внутренние, личностные, так и внешние аспекты, то социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

  • непосредственную работу с ребенком;
  • посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую его социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как даст надежный критерий и для выделения специализаций.

Однако это задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области ее применения.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.

Такая деятельность имеет свою специфику и осуществляется:

  • в образовательных учреждениях;
  • детских общественных объединениях и организациях;
  • учреждениях творчества и досуга детей;
  • местах летнего отдыха детей;
  • конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей.

Эта работа также требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий и проводится с детьми, которые:

  • имеют отклонения в развитии;
  • имеют педагогические отклонения;
  • остались без попечения родителей;
  • характеризуются отклоняющимся (девиантным) поведением.

В посреднической деятельности социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая работа с семьей. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому так важна работа социального педагога со всеми категориями детей, имеющих проблемы, особенно профилактическая работа.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет трудиться.

В настоящее время теоретическая разработка, организационное оформление, нормативное закрепление, оснащенность методиками и технологиями выделенных видов профессиональной социально-педагогической деятельности реализованы в разной степени.

Официально должность социального педагога введена далеко не во всех учреждениях, где она нужна, а там, где введена, его профессиональный потенциал реализуется, как правило, недостаточно полно – либо вследствие неразработанности его функциональных обязанностей, либо из-за отсутствия у него профессионального образования в области социальной педагогики, либо в силу других объективных или субъективных причин.

С другой стороны, разные работники детских учреждений и организаций (учителя, руководители кружков, клубов, вожатые, воспитатели и др.) всегда профессионально выполняли (а при отсутствии социального педагога в штате сотрудников продолжают выполнять до сих пор) те или иные социально-педагогические функции, и прежде всего профилактического характера. Поэтому при введении в таких учреждениях должности социального педагога возникает проблема практического перераспределения этих функций между работниками, что требует времени.

В этой ситуации необходимо учитывать разную степень актуальности решения тех или иных социально-педагогических проблем. Так, профилактическая работа или работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, может временно не проводиться до тех пор, пока естественным путем не сформируется система профессиональной социально-педагогической помощи этим категориям детей, поскольку фактически ее частично оказывают другие специалисты-педагоги (учителя, организаторы внешкольной работы, вожатые, воспитатели, дефектологи и др.).

Другое дело – проблемы социализации детей, которые имеют социальные и педагогические отклонения и в своем подавляющем большинстве оказались вне сферы педагогического воздействия.

От своевременного решения этих проблем зависит социальное здоровье нашего общества. Вот почему теоретическая разработка и организационное оформление социально-педагогической деятельности с этими категориями детей приобретает сегодня приоритетное значение.

При этом необходимо опираться на тот богатый опыт, который накоплен специалистами в рамках образования, медицины, социальной защиты, органов внутренних дел и других сфер практической профессиональной деятельности, где такая работа велась до введения института социальной педагогики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)