Социальное обучение

В процессе социализации ребенок усваивает большое количество знаний об обществе, общественных отношениях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения и многом другом. Он также приобретает различные умения и навыки, которые способствуют его интеграции в общество.

Причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве. Известно, что ребенок до пяти лет усваивает огромное количество знаний, которые в дальнейшей его жизни в основном корректируются и дополняются.

Напомним некоторые положения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики и других дисциплин, которые характеризуют специфику освоения социума ребенком, имеющим отклонения от нормы.

Если рождается нормальный (физически и психически здоровый) ребенок в нормальной семье, то его физическое, психическое и социальное становление происходит по известным законам. Благодаря органам зрения, слуха, осязания ребенок вначале осваивает физическое пространство, учится ориентироваться в нем, а затем и социально-психологическое пространство. Этот процесс вживания в социальную жизнь, врастания в человеческую культуру – довольно сложный и продолжительный.

У ребенка постепенно формируются социальные симпатии, чувства, а также первоначальный социальный опыт. Дети приучаются к тому, что у них есть свое «место» в окружающей их социальной среде. Затем они начинают выделять себя из окружающей обстановки, осознавать однородность своей личности и личностей окружающих людей.

Особая роль в социальном становлении ребенка отводится освоению им речи. Он учится владеть формами того языка, в атмосфере которого развивается. При вступлении в жизнь дети получают готовый и сложившийся язык, которым они должны овладеть, чтобы вступить в общение с окружающими его людьми.

Вместе с языком ребенок незаметно для себя усваивает целую систему идей, понимания мира и человека в нем. В языке запечатляется история народа, его характер, традиции, обычаи. Одновременно с языком ребенок осваивает и народную культуру, социальный опыт и социальные традиции. Если этого не происходит, то у него могут возникнуть сложности в понимании окружающей действительности, трудности с интеграцией в общество.

Социальное созревание ребенка, развитие и формирование социальных умений и навыков происходит во взаимодействии его с окружающей средой, людьми, особенно в процессе игр; с помощью игр дети знакомятся с различными социальными позициями, вживаются в мир других людей, понимают сущность взаимоотношений людей.

Например, дети, играя «в родителей», совершают те действия, которые они замечали у родителей, повторяют их движения, воспроизводят их речи. В процессе игры дети не только копируют то, что видели, но и проявляют самостоятельность, активность, фантазию. Так происходит творческое усвоение социального опыта, социальных ролей, вживание в разнообразные социальные позиции, знакомство с бесконечным многообразием социальных отношений.

Если же ребенок рождается с физическими или психическими недостатками, то естественный путь освоения и физического, и социально-психологического пространства значительно затруднен. Так, от рождения слепым детям сложно осваивать физическое пространство; еще большие трудности возникают у них, если к этому недостатку добавляются другие, например нарушение речи, координации движений и др.

У такого ребенка возникают серьезные затруднения в освоении социально-психологического пространства, в общении и взаимодействии его как со взрослыми, так и со сверстниками. Если такой ребенок развивается в обычной семье, то решение задачи его социального становления зависит от родителей, которые к этому не всегда готовы.

Когда ребенок в силу каких-либо причин, воспитывается и развивается вне обычной, необходимой для него среды, например в доме малютки, а затем в детском доме, то освоение им естественным путем некоторых социальных ролей: матери, отца, брата, других родственников – становится невозможным.

В подобных случаях должны использоваться специальные методики и технологии, которые позволяют формировать у детей определенные знания и умения, способствующие освоению ими социального опыта и интеграции их в общество.

При этом ребенок приобретает ценностные ориентации и социальные установки; у него активно развивается самосознание, происходит его творческая самореализация, формируется собственный индивидуальный жизненный опыт. Нормальное развитие детей вообще и индивидуальное развитие каждого ребенка в частности – это сложный процесс социального развития ребенка, овладения ими опытом социальных действий.

Интересно
Отличительной особенностью социализации детей является то, что ребенку трудно оценивать и контролировать предлагаемые обществом нормы поведения, он их может только усваивать. Поэтому на социализацию детей большое влияние оказывают родители, родственники, профессионалы, которые работают с детьми (медики, психологи, педагоги и др.). С их помощью дети как можно раньше и лучше осваивают необходимые социальные знания и умения и стремятся использовать их в жизни.

Применительно к социальной педагогике это означает следующее. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении ребенок должен получить не только академические, но и систематизированные социальные знания, умения и навыки, которые дополнят стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечат ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей. Особенно важными такие знания, умения, и навыки становятся в тех случаях, когда ребенку необходима специальная помощь в его социализации.

Целенаправленный процесс передачи ребенку социальных знаний и формирования у него социальных умений и навыков, способствующих его социализации, называется социальным обучением.

Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин «социальное образование». Он появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор недостаточно четко определено.

Так под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов. В этом случае термин употребляется для обозначения других разновидностей профессионального образования – педагогического, медицинского, юридического и др.

Во втором случае этот термин означает образование, в процессе которого происходит обучение человека основным правилам жизнедеятельности в обществе, освоение им социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)