Состояния спортсмена, связанные с оценкой результатов его деятельности
Любая деятельность должна быть оценена с точки зрения достижения цели. Оценка результатов спортивной деятельности и состояния, вызываемые ею, во многом определяют состояния в деятельности и отношение к ней. Например, радость, возникающая после победы на соревновании, с одной стороны увеличивает уровень мотивации, ведет к подъему активности спортсмена и т.д., а с другой стороны, может привести к отрицательным последствиям – к эйфории.
Наиболее часто встречающимся состоянием, определяемым оценкой результативности спортсмена является фрустрация.
Фрустрация возникает, например, после неудачного выступления на соревнованиях, когда спортсмен сталкивается с соревновательными препятствиями, вследствие чего его потребность остается неудовлетворенной. Конечно, не всякое поражение ведет к возникновению у спортсменов эмоциональной напряженности. Фрустрация у спортсмена возникает только в ситуации ожидания им успеха в деятельности.
Е. П. Ильин указывает, что фрустрация может приводить к трем формам поведения (реакциям): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной.
Исследованиями В. К. Петровича было определено, что экстрапунитивно ведут себя 48,7 %, интрапунитивно – 32,8%, импунитивно – 18,5 %.³¹ Следовательно, большая часть спортсменов в ситуации фрустрации возлагают вину на всех, кроме себя, что выражается в агрессивных формах поведения. Кроме того, проявление фрустрации обусловленно гендерными различиями спортсменов. Мужчины, в отличие от женщин, свойственнен экстрапунитивный вариант реагирования, в то же время как женщины, в основном, реагируют интрапунитивно. Еще одной значимой характеристикой фрустрации является то, что проявление экстрапунитивной и интрапунитивной реакции не обусловленно квалификацией спортсменов.
Средствами локализации с фрустрации является комплекс процедур психорегуляции, включающий в себя:
- Классификация и характеристика методов диагностики психических состояний человека
- Методические особенности организации диагностики психических состояний
- Методика развития навыков психорегуляции спортсменов на этапах многолетней подготовки
- Общие подходы к обучению спортсменов психорегуляции
- Механизмы биологической обратной связи (БОС)
- Психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева
- Метод идеомоторной тренировки А. В. Алексеева
- Ментальный тренинг Ларса-Эрика Унесталя
- Аутогенная тренировка И. Г. Шульца
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу