Методика развития навыков психорегуляции спортсменов на этапах многолетней подготовки

В спортивной науке накоплен большой опыт по разработке и внедрению средств психорегуляции в процесс подготовки спортсменов. Тем не менее, описанные исследователями методы психорегуляции сами по себе не способны сформировать у спортсменов навыки саморегуляции. Многие тренеры и спортсмены не знают о существовании и эффективности большой группы методов психорегуляции. Именно поэтому необходима просветительская работа с тренерами и спортсменами, а также необходимы простые и надежные методики обучения спортсменов этим навыкам.

Конечно, у каждого спортсмена на протяжении спортивной карьеры, путем проб и ошибок формируется свои специфические навыки психорегуляции. Однако они являются примитивными и недостаточными. Овладение навыками психорегуляции с помощью методической литературы, так же не может быть полноценным, так как спортсмены не знают тонкостей освоения и применения этих методов. В связи с этим именно специалист должен развить у спортсменов способность к психорегуляции, для этого необходима продолжительная специальная тренировка. Следует заметить, что обучение спортсменов навыкам саморегуляции и самоконтроля целесообразно осуществлять с этапа начальной подготовки.

Обобщенный опыт исследователей, а также многолетний опыт собственных исследований, позволил В. Н. Смоленцевой сформулировать следующие направления развития навыков саморегуляции:

В спортивной практике сложилось устойчивое представление о этапах многолетней подготовки спортсмена, на каждом из которых следует развивать навыки психорегуляции:

  • этап начальной спортивной специализации;
  • этап углубленной спортивной специализации;
  • этап спортивного совершенствования.

На этапе начальной спортивной специализации происходит развитие психических функций, то есть формируется функциональная база, которая будет основой для развития навыков психорегуляции на следующих этапах подготовки в спорте.

В развитии психорегуляции у юных спортсменов В. Н. Смоленцева выделяет три этапа:


Ознакомительный этап предполагает формирование мотивации освоения методами психорегуляции.

Подготовительный этап призван развивать и совершенствовать психические функции, определяющие развитие навыков психорегуляции. К ним относятся:

  • концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания;
  • мысленные представления;
  • воображение;
  • воспроизведение и дифференцирование мышечных усилий.

Для развития этих функций А. М. Рябков и В. Н. Смоленцева рекомендуют психотехнические игры.

Задачей третьего этапа является развитие умений управлять своим состоянием с использованием психорегулирующей тренировки (ПРТ). Так как данная методика представляет собой базовую часть психорегуляции, то овладение ей желательно всеми спортсменами независимо от вида спорта.

На этапе углубленной спортивной специализации осуществляется развитие специальной части психорегуляции применительно к конкретному виду спорта. А. М. Рябков и В. Н. Смоленцева разработали методику развития навыков психорегуляции для волейболистов. Основными направления в развитии навыков психорегуляции волейболистов являются следующие:

Для этапа спортивного совершенствования В. Н. Смоленцевой была разработана методика совершенствования навыков психической саморегуляции на примере плавания. Согласно положениям данной методики совершенствование навыков саморегуляции осуществляется в два этапа.

На первом (подготовительном) этап происходит развитие психических функций, которые обеспечивают формирование навыков психорегуляции через активное использование психотехнических игр.

Основной задачей второго (основного) этапа, является совершенствование навыков управления своим психическим состоянием посредством второсигнального воздействия. В связи с этим, на данном этапе совершенствования навыков саморегуляции, активно должны применяться физические (массаж) и психологические (психорегулирующая тренировка) методы.

Осуществленные на протяжении многих лет В. Н. Смоленцевой исследования, позволили ей сформулировать технологию разработки методик развития навыков психорегуляции у спортсменов на этапах многолетней подготовки в спорте с учетом специфики конкретного вида спорта. При разработке программ развития навыков психорегуляции следует учитывать следующие положения:

Таким образом, организация целенаправленного формирования навыков саморегуляции предполагает знание общих закономерностей, направлений, факторов и условий обучения спортсменов психорегуляции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)