Методические особенности организации диагностики психических состояний
Диагностика психических состояний человека проводится с целью получения субъективных и объективных данных, что позволит прогнозировать успешность выступления спортсменов. Организуя процедуру диагностики, исследователь должен понимать необходимость комплексного и системного подхода в исследовании психических состояний. На основании указанных нами подходов диагност определяет оптимальное количество методик и показателей, которые будут подвергнуты диагностике. Методик не должно быть много, так как это неминуемо приведет к дублированию изучаемых показателей. Однако использование для диагностики одной методики тоже не допустимо. Оптимально использование четырех или пяти методик. Подбирая методики, следует точно знать, какими критериями и показателями определяется диагностируемое состояние. Выбранные показатели должны наиболее полно отражать изучаемое состояние. Кроме того, набор этих показателей должен быть ограничен необходимым минимумом.
Следующим важным условием организации диагностики является наличие в арсенале исследователя методик имеющих профессиональную специализацию. Они должны соответствовать специфике деятельности, а также содержать оптимальное количество субъективных симптомов состояний и их проявлений.
Еще одним важным условием, на которое следует обратить внимание при организации диагностики – соотношение физиологических и психологических методов. Не отрицая значимости физиологических методов в исследовании психических состояний, А.О. Прохоров обращает внимание на то, что применение в диагностике физиологических методов не позволяет качественно интерпретировать психические состояния. Например, «негодование» и «воодушевление», имеют одинаковые физиологические характеристики, хотя это − разные состояния. Поскольку психологические методы диагностики психических состояний, являются субъективными, то часто к ним относятся как к второстепенным методам. Однако с этим согласиться нельзя. Субъективные данные, которыми снабжает нас обследуемый, содержат обширный материал о разнообразных состояниях человека, что определяет целостную характеристику изучаемого состояния. Баланс между физиологическими и психологическими методами зависит «…от концепции и представлений исследователя, а также от планируемых экспериментов. Например, мера применения психологических методов в исследовании функциональных состояний будет отличаться от использования этих методик в исследовании психических состояний личности, где вес субъективных факторов неизмеримо выше».
Таким образом, при выборе методического аппарата необходимы комплексный и системный подходы в исследовании психических состояний. Различные методики субъективной оценки состояний должны иметь профессиональную специализацию, т.е. отражать специфические особенности деятельности, а также содержать оптимальное количество субъективных симптомов состояний и их проявлений. Кроме того, методы изучения состояний зависят от концепции и представлений исследователя о структуре состояний и др.
- Классификация и характеристика методов диагностики психических состояний человека
- Методика развития навыков психорегуляции спортсменов на этапах многолетней подготовки
- Общие подходы к обучению спортсменов психорегуляции
- Механизмы биологической обратной связи (БОС)
- Психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева
- Метод идеомоторной тренировки А. В. Алексеева
- Ментальный тренинг Ларса-Эрика Унесталя
- Аутогенная тренировка И. Г. Шульца
- Десенсибилизация психотравм с помощью движения глаз (ДПДГ) Ф. Шапиро
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу