Методические особенности организации диагностики психических состояний

Диагностика психических состояний человека проводится с целью получения субъективных и объективных данных, что позволит прогнозировать успешность выступления спортсменов. Организуя процедуру диагностики, исследователь должен понимать необходимость комплексного и системного подхода в исследовании психических состояний. На основании указанных нами подходов диагност определяет оптимальное количество методик и показателей, которые будут подвергнуты диагностике. Методик не должно быть много, так как это неминуемо приведет к дублированию изучаемых показателей. Однако использование для диагностики одной методики тоже не допустимо. Оптимально использование четырех или пяти методик. Подбирая методики, следует точно знать, какими критериями и показателями определяется диагностируемое состояние. Выбранные показатели должны наиболее полно отражать изучаемое состояние. Кроме того, набор этих показателей должен быть ограничен необходимым минимумом.

Следующим важным условием организации диагностики является наличие в арсенале исследователя методик имеющих профессиональную специализацию. Они должны соответствовать специфике деятельности, а также содержать оптимальное количество субъективных симптомов состояний и их проявлений.

Еще одним важным условием, на которое следует обратить внимание при организации диагностики – соотношение физиологических и психологических методов. Не отрицая значимости физиологических методов в исследовании психических состояний, А.О. Прохоров обращает внимание на то, что применение в диагностике физиологических методов не позволяет качественно интерпретировать психические состояния. Например, «негодование» и «воодушевление», имеют одинаковые физиологические характеристики, хотя это − разные состояния. Поскольку психологические методы диагностики психических состояний, являются субъективными, то часто к ним относятся как к второстепенным методам. Однако с этим согласиться нельзя. Субъективные данные, которыми снабжает нас обследуемый, содержат обширный материал о разнообразных состояниях человека, что определяет целостную характеристику изучаемого состояния. Баланс между физиологическими и психологическими методами зависит «…от концепции и представлений исследователя, а также от планируемых экспериментов. Например, мера применения психологических методов в исследовании функциональных состояний будет  отличаться от использования этих методик в исследовании психических состояний личности, где вес субъективных факторов неизмеримо выше».

Таким образом, при выборе методического аппарата необходимы комплексный и системный подходы в исследовании психических состояний. Различные методики субъективной оценки состояний должны иметь профессиональную специализацию, т.е. отражать специфические особенности деятельности, а также содержать оптимальное количество субъективных симптомов состояний и их проявлений. Кроме того, методы изучения состояний зависят от концепции и представлений исследователя о структуре состояний и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)