Классификация и характеристика методов диагностики психических состояний человека

Выбор методов диагностики, как правило, зависит от концепции автора, и, соответственно, от специфики описания психических состояний. В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко, осуществив анализ методов изучения психических состояний, выделили три основные формы их описания:

 

Выделенные В.А. Ганзеном и В.Н. Юрченко три вида описаний, призваны дополнить друг друга, создавая целостный образ психического состояния человека.

Ю.Е. Сосновикова выделяет три большие группы методов изучения психических состояний:

По мнению А.Б. Леоновой широко известные методики диагностики при изучении функциональных состояний малопригодны, так как в них не учитывается постоянная смена состояний, которые возникают в определенный период времени. В.П. Зинченко проанализировав методы диагностики психических состояний, пришел к выводу, что субъективный материал, полученный в ходе обследования, представляет собой вполне полновесные данные, пригодные для детального анализа состояний.

Схожего мнения придерживается и А. О. Прохоров. Он отмечает, что «…нисколько не сомневаясь и не отрицая значимость объективных методов исследования психических состояний, в диагностике психических состояний личности субъективные методики занимают первостепенное значение. Это обусловлено тем, что они обращены к сознанию и самосознанию субъекта, внутреннему опыту и рефлексии».

Поскольку при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, то физиологические (объективные) методы не дают возможность интерпретировать психические состояния. Например, стресс может быть вызван как огорчением, так и бурной радостью. Эти состояния имеют одинаковые физиологические характеристики, но в то же время это разные психические состояния. Именно поэтому организаторы исследования психических состояний используют физиологические показатели в основном как дополнительные. Таким образом, при изучении психических состояний должны применяться в первую очередь субъективные методы исследования, хотя не следует и обходит вниманием объективные методы.

Исходя из выше сказанного, нам представляется интересной классификация групп методов диагностики психических состояний Л. В. Куликова. К основным группам методов он относит:

Каждой группе методов присущи свои преимущества и изъяны. Рассмотрим их.

Методы измерения функциональных показателей, психофизиологических индикаторов актуальных психических состояний, позволяют получить объективные данные. Однако методы данной группы:

  • дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;
  • чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия индивидуума и среды;
  • ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;
  • требуют много времени для обработки данных и высокой квалификации диагноста (особенно трудны в тех случаях, когда необходимо провести длительное наблюдение за несколькими обследуемыми на протяжении большого отрезка времени).

Обсервационные методы предполагают организацию формального или неформального наблюдения через регистрацию тех событий или явлений, то есть того, что наблюдается. Наблюдение является первым научным методом. Однако этот метод не соответствует критерию объективности. Исследователь, осуществляющий наблюдение опосредованно воспринимает и описывает психическое состояние обследуемого.

Праксиметрические методы предоставляют достаточно объективные и надежные данные. Тем не менее, многие важнейшие параметры состояния не находят адекватного отражения в результатах деятельности, объективность измерения многих параметров мала.

В субъективно-оценочных методах человек описывает свои переживания, чувства и т.п. Фиксируя и анализируя описание субъективного отношения к своему состоянию, своим качествам и т.д., исследователь получает представление о свойствах и качествах испытуемого. Недостатком этого метода является то, что обследуемый не может быть объективен. Описания, которые он дает, основаны на его личностных смыслах. Кроме того, испытуемые не всегда могут точно оценить свои состояния или бывают, не искренни. Однако преимуществом этого метода состоит в том, что он позволяет:

  • исследовать внутреннюю картину состояния по многим аспектам;
  • осуществлять раннюю диагностику изменений в протекании психических явлений, которые возникают в первую очередь в субъективных показателях;
  • изучить широкий спектр ситуаций, доступных для обследования, как отдельного человека, так и целых групп;
  • упростить обработку результатов обследования, которая дает однозначную интерпретацию на основе совмещения качественного и количественного анализа с использованием отработанных процедур обработки и анализа.

Разновидностью проективных методов являются ассоциативные методы. Они основаны на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Некоторые ассоциативные методики позволяют осуществлять количественную оценку диагностируемых качеств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)