Общие подходы к обучению спортсменов психорегуляции

Психическая регуляция своего состояния является очень значимой для спортсменов, о чем свидетельствуют прикладные исследования в области психологии спорта. По данным A.B. Алексеева (2005), начиная с Олимпиады в Хельсинки в 1952 году, растет значимость психологической готовности и владения навыками саморегуляции спортсменов. В исследованиях А. В. Алексеева показано, что количество спортсменов участвовавших в соревнованиях и при этом испытывающих психологические проблемы неуклонно растет. К примеру, в 1952 году во время Олимпиады в Хельсинки таких спортсменов было 8, 4%, в 1960 году в Риме – 14, 8%, в 1968 году в Мехико – 30%, в 1992 в Барселоне – 47%, в 2004 году в Афинах – 60%.⁸⁶

Приведенные статистические данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного формирования навыков саморегуляции спортсменов, так как сформированные навыки психической саморегуляции способствуют оптимизации предстартового боевого состояния, активных факторов в тренировочной и соревновательной деятельности, а также повышению результативности спортсмена.

В стиле саморегуляции деятельности сосредоточенны характерные для субъекта способы организации и управления, моделирования, программирования, оценивания и коррекции произвольной активности.

В ходе многолетних исследований В. И. Моросановой были выделены типы стилей саморегуляции.

Степень сформированности гармоничного стиля саморегуляции, является значимым показателем успешности деятельности, в нашем случае спортивной. Кроме того, знание особенностей индивидуального профиля саморегуляции дает особо ценную информацию для решения задач подготовки спортсмена.

Обучение спортсменов психорегуляции должно осуществляться в соответствии со следующими подходами:

Многолетние исследования В. Н. Смоленцевой позволили ей установить некоторые закономерности, обусловливающие проявление и формирование способности к психорегуляции:

На развитие способности к психорегуляции в процессе многолетней спортивной тренировки влияют следующие факторы:

Для формирования умений психорегуляции у спортсменов, при целенаправленном их обучении, необходимыми являются следующие условия:

Упомянутые выше закономерности, факторы и условия формирования и проявления способности к психорегуляции у спортсменов, определяют содержательную часть обучения их навыкам психорегуляции с применением средств базовой, индивидуально-специализированной и комплексной его частей, в соответствии с этапом освоения психологической структуры спортивной деятельности.

При обучении спортсменов психорегуляции используются следующие средства:

При дозировке использования средств учитывается исходный уровень развиваемых функций и эффективность овладения навыками саморегуляции, который необходимо обязательно диагностировать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)