Общие подходы к обучению спортсменов психорегуляции
Психическая регуляция своего состояния является очень значимой для спортсменов, о чем свидетельствуют прикладные исследования в области психологии спорта. По данным A.B. Алексеева (2005), начиная с Олимпиады в Хельсинки в 1952 году, растет значимость психологической готовности и владения навыками саморегуляции спортсменов. В исследованиях А. В. Алексеева показано, что количество спортсменов участвовавших в соревнованиях и при этом испытывающих психологические проблемы неуклонно растет. К примеру, в 1952 году во время Олимпиады в Хельсинки таких спортсменов было 8, 4%, в 1960 году в Риме – 14, 8%, в 1968 году в Мехико – 30%, в 1992 в Барселоне – 47%, в 2004 году в Афинах – 60%.⁸⁶
Приведенные статистические данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного формирования навыков саморегуляции спортсменов, так как сформированные навыки психической саморегуляции способствуют оптимизации предстартового боевого состояния, активных факторов в тренировочной и соревновательной деятельности, а также повышению результативности спортсмена.
В стиле саморегуляции деятельности сосредоточенны характерные для субъекта способы организации и управления, моделирования, программирования, оценивания и коррекции произвольной активности.
В ходе многолетних исследований В. И. Моросановой были выделены типы стилей саморегуляции.
Степень сформированности гармоничного стиля саморегуляции, является значимым показателем успешности деятельности, в нашем случае спортивной. Кроме того, знание особенностей индивидуального профиля саморегуляции дает особо ценную информацию для решения задач подготовки спортсмена.
Обучение спортсменов психорегуляции должно осуществляться в соответствии со следующими подходами:
Многолетние исследования В. Н. Смоленцевой позволили ей установить некоторые закономерности, обусловливающие проявление и формирование способности к психорегуляции:
На развитие способности к психорегуляции в процессе многолетней спортивной тренировки влияют следующие факторы:
Для формирования умений психорегуляции у спортсменов, при целенаправленном их обучении, необходимыми являются следующие условия:
Упомянутые выше закономерности, факторы и условия формирования и проявления способности к психорегуляции у спортсменов, определяют содержательную часть обучения их навыкам психорегуляции с применением средств базовой, индивидуально-специализированной и комплексной его частей, в соответствии с этапом освоения психологической структуры спортивной деятельности.
При обучении спортсменов психорегуляции используются следующие средства:
При дозировке использования средств учитывается исходный уровень развиваемых функций и эффективность овладения навыками саморегуляции, который необходимо обязательно диагностировать.
- Классификация и характеристика методов диагностики психических состояний человека
- Методические особенности организации диагностики психических состояний
- Методика развития навыков психорегуляции спортсменов на этапах многолетней подготовки
- Механизмы биологической обратной связи (БОС)
- Психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева
- Метод идеомоторной тренировки А. В. Алексеева
- Ментальный тренинг Ларса-Эрика Унесталя
- Аутогенная тренировка И. Г. Шульца
- Десенсибилизация психотравм с помощью движения глаз (ДПДГ) Ф. Шапиро
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу