Сохранение и дальнейшее развитие потенциала науки и высоких технологий — важнейшее условие устойчивого экономического роста России

В настоящее время как никогда необходимо понимание того, что наука России, являясь частью мировой науки, представляет собой национальное богатство, основной фактор экономического роста нашей страны, ее устойчивого развития..

Для России потребность в большом числе высококвалифицированных ученых и специалистов определяется задачами:

  • проведения собственных исследований и разработок;
  • освоения лучших достижений в области западной технологии;
  • но это обусловлено и тем, что этой категории занятых, имеющих наиболее высокий уровень образования, в первую очередь свойственно понимание необходимости построения гражданского общества.

Спрос на исследования и разработки неизбежно возрастет с улучшением экономической ситуации в стране: этого потребуют интересы отечественных производителей, а также иностранных инвесторов, для которых российские условия объективно должны быть предпочтительнее, чем в других странах, не только из-за более низкой заработной платы, но и в силу высокой квалификации научно-технических кадров, их восприимчивости к нововведениям; необходимо учитывать и другие факторы, в том числе геополитические.

Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться как путем стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы.

Одним из необходимых условий при этом должен быть ускоренный рост заработной платы занятых НИОКР относительно роста оплаты труда занятых в экономике.

Для сохранения и стимулирования развития сферы НИОКР в период перехода к новой экономической системе требуется поддержание максимально возможного спроса на научную продукцию со стороны государства путем соблюдения уровня бюджетных ассигнований на финансирование научных исследований (и экспериментальных разработок гражданского назначения, установленного Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (4% расходной части федерального бюджета), а также увеличения доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны.

Только при этих условиях можно будет перейти к решению проблем реформирования науки, совершенствования системы ее финансирования.

Кроме того, при реформировании науки следует учитывать, что малый бизнес является лишь дополнительным источником спроса на научные достижения. Основная составляющая спроса зависит от крупных предприятий, главным образом в наукоемком секторе экономики (этот сектор в развитых странах обеспечивает не менее 75—85% совокупного спроса на достижения науки) и его развитию необходимо уделять основное внимание.

Государство должно осуществлять соответствующий мониторинг и контролировать важнейшие нормативы. В их числе в первую очередь необходимо выделить наряду с законодательно определенным уровнем финансирования фундаментальной науки и НТП следующие:

  • доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть уже в ближайшие год-два не ниже 1,5—1,6% (что примерно соответствует уровню 4% от расходов федерального бюджета, которые должны выделяться в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом о науке) с последующим повышением до уровня порядка 2,5% к 2010 г.;
  • соотношение заработной платы занятых исследованиями и разработками и средней зарплаты в промышленности для молодых исследователей должно быть не ниже 110—120%, а для всех занятых исследованиями и разработками — не менее 180—200% с последующим снижением, по мере увеличения доли молодых специалистов, до уровня не ниже 160170%;
  • доля занятых исследованиями и разработками относительно численности населения должна поддерживаться на уровне не ниже 0,550,60%.

Задачей первостепенной важности является и обеспечение ученых, специалистов, аспирантов и студентов современной научной литературой, включая периодические издания, как отечественные, так и зарубежные. Необходимо также техническое переоснащение ведущих научных библиотек в Москве и других крупных городах страны с объединением их в единую сеть научной и научно-технической информации с использованием новейших информационных технологий, включая Интернет.

Требуется улучшить государственную систему статистической отчетности в сфере НИОКР с целью изучения важнейших проблем, связанных с сохранением потенциала российской науки.

Ш Большое внимание следует уделять также организационному фактору — развитию финансово-промышленных групп наукоемкого сектора, сохранению и росту научно-исследовательских организаций и подразделений отраслевой и заводской науки. Анализ развития ведущих зарубежных высокотехнологичных фирм показывает, что в последние годы происходит концентрация производства.

Очевидно, и у нас необходим отход от политики деконцентрации и переход к формированию крупных научно-производственных объединений (фирм) в наукоемком секторе с использованием как вертикальной, так и горизонтальной организации их структур. При этом должна быть разработана четкая правовая база, определяющая взаимоотношения между производственной и научно-технической сферами. Необходимо и решение проблем, связанных с собственностью в наукоемком секторе экономики.

Следует также иметь в виду, что, как показывает анализ зарубежных фирм, для высокотехнологичных предприятий рыночный критерий максимальной рентабельности не может и не должен быть главным. Иначе придется свертывать производства высокотехнологичной продукции, необходимой для обеспечения научно-технологической, экономической и оборонной безопасности страны.

В условиях переходного периода в России необходимы будут, очевидно, еще в течение 5—7 лет значительные государственные ассигнования отраслевой науке, так как перевод отраслевой науки на самофинансирование при отказе от бюджетных ассигнований и сокращении государственного заказа ведет к разрушению большинства отраслевых научно-исследовательских организаций. В этой связи должна быть изменена ситуация, когда экспорт высоких технологий вынужденно используется в качестве средства для выживания предприятий оборонной промышленности.

Из сказанного выше следует, что необходимо расширение функций и ответственности государства в регулировании экономических процессов. Имеется в виду, в частности: существенное увеличение роли госбюджета в перераспределении ВВП; нормализация структуры и регулирование цен в отраслях, подстегивающих инфляцию издержек (прежде всего отрасли ТЭК, транспорт); ужесточение контроля внешнеэкономической деятельности и вывоза капитала; всесторонняя поддержка спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей.

Важнейшими инструментами структурной политики должны стать государственные заказы и инвестиции, субсидии, налоговые ставки, внешнеторговые тарифы и нетарифные методы регулирования импорта, льготные кредиты и т.д. В ряде случаев возможно и временное восстановление ряда административных инструментов контроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)