Содержание понятия «воля» в психолого-педагогических исследованиях

В психологической науке можно найти разные определения понятия «воли», такие как:

  • сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, характеризуемое умением преодолевать трудности в данных процессах;
  • свойство человека по сознательному управлению своей психикой и поступками и преодолению трудностей в процессе достижения целей.

Каждое из них подчеркивает определенную грань этого явления. Итак, воля, в нашем понимании – сознательная власть над своей самостью, над своими чувствами, действиями, направленная на преодоление препятствий для достижения цели, имеющая разную степень выраженности у разных людей.

Волю рассматривали как противоположность аффектам, импульсивности, как способность формировать желания, как проявление страсти, где сущность мотива составляют эмоции. Поэтому поведение подразделяют на два вида: импульсивное и волевое (Ш. Н. Чхартишвили).

Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для ее подавления, что близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии, где человек обращается к своему внутреннему «Я», своим ценностям, либо к логике, чтобы предусмотреть последствия своих действий. Воля связана с действиями непроизвольными (инстинктивными, импульсивными действиями под влиянием аффекта) и произвольными (целеподчиненными), к которым относится воля.

Развитие воли происходит в нескольких направлениях:

  1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
  2. Обретение человеком контроля над своим поведением.
  3. Выработка волевых качеств личности.

Формирование и развитие волевых качеств происходит в течение всей жизни. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, так как сопровождается систематическим трудом, что способствует формированию волевых качеств и в других сферах жизнедеятельности.

Возникновение волевого действия предполагает установление осознанности. Для того чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием становится такое его сознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью и приводит к ее осуществлению.

Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями; совершается на основе все более сознательного регулирования.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Воля возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, что характеризует ее неотрывную взаимосвязь с сознанием. Поэтому основой волевого действия является целеустремленная, сознательная действенность. Волевое действие опосредуется через сознание личности и отражает направленность личности. Решение и исполнение волевого акта обычно сопровождаются усилием (при наличии противодействия).

В исполнении решения происходит изменение действительности. Его осуществление сталкивается с препятствиями, которые требуют преодоления. Когда заканчивается борьба мотивов и принимается решение, тогда начинается борьба за его исполнение, за изменение действительности, за подчинение ее человеческой воле по осуществлению идей и смыслов человека. В этом и заключается суть осуществления воли.

Воля на высших своих ступенях предполагает способность регулировать свое поведение на основании своих принципов, убеждений. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над желаниями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)