Способы развития спокойствия

Педагогическая поддержка характеризуется изменением эмоциональных реакций, корректировкой образа мышления, изменением привычек.

В культуре многих народов использовались различные способы, позволяющие создать состояние «внутренней тишины», «безмолвия ума» (например – дзен-буддизм), чтобы выйти на постижение чего-то нового в себе, сокрытого от обычного бытового сознания.

Для этого и сейчас используются различные способы: медитации, чтение мантр, заклинаний, молитв, визуализация образов, аутотренинг и т.д. Американские психиатры Стивен Саутвик (Steven Southwick) и Деннис Чарни (Dennis Charney) в своем исследовании, опубликованными в книге «Несгибаемые: наука противостояния жизненным испытаниям» (Resilience: The Science of Mastering Life’s Greatest Challenges) выявили несколько качеств, общих у всех эмоционально устойчивых людей, переживших тяжёлые жизненные испытания: оптимизм; умение преодолевать страх, не избегая его; нравственные ценности (понимание нравственных норм, забота о других); духовные ценности (вера в Высшее начало, потребность жить во имя Общего Блага); оказание и принятие социальной поддержки; развитие интеллекта и потребности в познании; забота о развитии своего физического тела, ориентация на образ сильной личности; целенаправленность человека в своем движении по жизненному пути (обретение смыслов жизни).

Предлагаем способы, связанные с профессиональной психолого-педагогической помощью в достижении спокойствия, помогающие выявить причины, которые находятся в особенностях характера и способах реагирования на стресс, а также способы, связанные с восстановлением и поддержанием развития качества спокойствия:  Технология Коппинг-стратегии как способ управления стрессами.

Копинг-стратегии делятся на 2 группы: эмоционально-сфокусированный копинг – направленный на регулирование отрицательных эмоций; проблемно-сфокусированный копинг – устранение проблем.

Три основных стратегии преодоления стресса:

  • использование копинг-стратегий;
  • личностный рост;
  • управление изменениями.

 

Медитации (погружении в приятную музыку или произнесение успокаивающих текстов). Визуализации (внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже) помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но при этом не решает психологические проблемы. Дыхательные техники (контроль над дыханием помогает восстановить душевное равновесие); водные процедуры (теплый душ).

Спорт и водные процедуры (улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма). Молитвы – способ, позволяющий ощутить свою связь с Высшим, тем самым ощутить внутреннее равновесие и спокойствие как звена в Едином Мироздании.

Практические рекомендации по педагогической поддержке в развитии спокойствия (психологической устойчивости) при возникновении отрицательных эмоций:

  1. При возникновении сильных эмоциональных переживаний (состояние эмоциональной нестабильности) важно не усиливать их, не растягивать во времени, а обеспечить стабилизацию эмоционального состояния с помощью отвлечения от проблемы, приглашением попить чай, воды, пообедать, посмотреть интересный журнал, книгу, информацию из гаджета.
  2. Важно правильно реагировать на эмоции ребенка, сначала расспросив его и дав ему высказаться, помочь в понимании способов поведения при выражении эмоций.
  3. Обучить ребенка способам как справляться со своими отрицательными эмоциями, которых в жизни избежать нельзя, проживая их, тем самым развивая свое сознание. Помочь в освоении знаний о необходимости поддержания внутреннего спокойствия (равновесия).
  4. Объяснить, что эмоции помогают ребенку учиться, дают жизненный опыт, что важно принимать свои разные эмоции, не застревая в чувствах вины, страха, обиды или осуждения. Человек привык рефлексивно реагировать на разные явления, включая разные эмоции. Необходимо взять их под контроль своей волей. Эмоциональная распущенность может привести к ненормальности. Поэтому сознательное волевое усилие к обретению спокойствия (спокойствие напряжения) сильное средство в преодолении негативных эмоций и движению к саморазвитию.
  5. Важно объяснить подростку необходимость настойчивого, постоянного и ритмичного стремления к достижению спокойствия.

Итак, в философской и психолого-педагогической литературе спокойствие или психологическая устойчивость рассматривается как базовое качество в саморазвитии личности. Спокойствие обеспечивает процесс успешного развития сознания.

Только обладая внутренним покоем можно успешно творить, двигаться по пути гармонического сосредоточения и духовного развития, что позволяет человеку искоренять отрицательные эмоции и волнения, тем самым открывает простор для творчества, обдуманных решений. Поэтому такое спокойствие правильно назвать сознательным спокойствием, т.к. в нем рождается созидательная идея.

Для достижения спокойствия подростка необходим процесс самозащиты, который сознательно может успешно развиваться с учетом элементов саморазвития личности и при осуществлении педагогической поддержки по реализации видов самозащиты, использовании поверхностных и глубинных способов развития спокойствия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)