Содержание и методы развития волевых качеств детей и молодежи

Все волевые качества формируются в процессе жизнедеятельности человека, Особое значение имеет детский возраст. Воля развивается в связи с общим развитием психических процессов личности. В конце третьего года жизни ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой – наличие определенных моральных установок, что происходит в процессе воспитания и взаимодействия со взрослыми.

Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в обычной жизни. Развитию воли младших школьников способствует учебная деятельность в рамках которой устанавливается связь задания с потребностями и интересами школьников; ближайшие цели; оптимальная сложность задания; наличие доступных объяснений способов выполнения задания.

В подростковом возрасте возникают трудности в процессе развития волевых качеств. Чтобы сознательно контролировать возникающие влечения, необходимо укрепить осознанность воли. У подростка возникает потребность освободить свою волю от ограничений, создаваемых внешним окружением. Он стремится осознать свою волю в процессе происходящих внутренних преобразований на основе принятия собственных убеждений, а не слепому следованию чужим нормам. Развитие самосознания приводит к осознанию своих интересов и мотивов, что влияет на развитие устойчивости характера, укреплению волевых качеств, развитию зрелости воли.

Важная роль в развитии волевых качеств принадлежит семье, где в зависимости от создаваемой среды («тепличной», агрессивной, неблагоприятной, развивающей) происходит успешное или неуспешное развитие волевых качеств ребенка. Метод личного примера в родительском воспитании играет ведущую роль.

В процессе эмпирического исследования на базе школы № 2009 г. Москвы с использованием методов наблюдения, бесед, тестирования проводился в 2016-17 гг. эксперимент по развитию волевых качеств подростков в процессе коллективной и индивидуальной деятельности.

Интересно
Была разработана программа деятельности, включающая организацию коллективных творческих дел, дискуссии, участие в индивидуальных проектах. В эксперименте применялась методика исследования волевой саморегуляции «Психодиагностика эмоционально-волевых особенностей детей» А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана.

На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие данные: у большинства воспитанников преобладает средний уровень по шкале «самообладание» (6 баллов из 13) и «настойчивость» (9 баллов из 16), что говорит о средних показателях развития волевых качеств в целом.

На контрольном этапе эксперимента были повторно проведен тест по вышеназванной методике. Увеличилось количество ребят с высоким уровнем по шкале «самообладание» на 30% (12 баллов) и «настойчивость» на 40 % (15 баллов). Повторное тестирование продемонстрировало эффективность проведенной работы по развитию волевых качеств. В результате были определены методы, которые способствуют успешному развитию волевых качеств школьников.

Методы укрепления физического здоровья ребенка:

  • метод оптимального режима жизни – совместный поиск с ребенком режима дня, который позволяет эффективно распределять свои силы, тем самым способствовать развитию волевых качеств;
  • метод постепенности – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, к выработке ритма в своем развитии;
  • метод занятия спортом, способствующий поддержанию физического и психического здоровья в хорошем состоянии и развитие его, так как физические упражнения, соревнования учат преодолевать трудности, позволяют вырабатывать соответствующие навыки, а также преодолению безволия;
  • метод тренировки – систематическое и последовательное выполнение физических упражнений с увеличением нагрузок, способствует укреплению стойкости, мужества;
  • метод игры – участие в подвижных, развивающих играх, выполнение игровых правил и устойчивые действия развивают выдержку и стойкость, решительность в действиях.

Методы развития воли, связанные с духовно-нравственной сферой ребенка:

  • увлечение добрым делом; увлечение героическим – увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к истории своей Родины, своей семьи (рода), воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
  • метод лекции – педагог раскрывает смысл нравственных и волевых понятий;
  • методы беседы и дискуссии – обсуждение художественной литературы, просмотр фильмов, герои которых преодолевают преграды, испытывают значительные трудности, но при этом не сдаются и добиваются своего.

Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

  • доверия – развивается вера в свои силы; поощрения – если ребенок успешно справляется с делами, воспитателю необходимо поощрять его, т.е. закрепить в нем положительную привычку;
  • просьбы – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • поручения – обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения;
  • метод дисциплины – способствует сознательному выполнению внешних и внутренних целей, преодолению трудностей;
  • достижение согласия с самим собой – метод, с помощью которого достигается чувство понимания к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
  • метод посильного задания направлен на формирование стойкости, умения доводить дело до конца;
  • метод поддержки устремленности, который достигается путем конкретизации цели и использования целей учащихся, применения различных средств и методов проведения занятий на основе доступности.

Осознанию важности развития волевых качеств в современном образовании способствуют новый взгляд и новые знания, заложенные в педагогике сознания. Педагог должен выйти на новый уровень осознания процесса воспитания, сутью которого становится развитие его личностного и глубинного сознания, воспитанию радостного отношения к преодолению трудностей как основы формирования волевых качеств в процессе своего развития.

Понимание взаимосвязи человека не только с социальной средой, но и с космическим пространством, значения энергий в развитии человека и управления ими с помощью воли, осознание значения развития волевых качеств в контексте с другими духовными качествами, освоение соответствующих методов работы, способствует успешному развитию подростка как социальной личности и как духовного человека в процессе развития и самосовершенствования.

Проведенное экспериментальное исследование на базе школы подтвердило верность теоретических положений и практических способов развития волевых качеств в процессе совместной коллективной деятельности с использованием разработанных методов развития волевых качеств подростков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)