Содержание дошкольного воспитания

Цель воспитания дошкольников

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения.

Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, поведение ребенка. В настоящее время целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития.

Программа формирования базовой культуры дошкольников во многом совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, но с учетом новых тенденций в развитии дошкольного образования в России.

Умственное воспитание

Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие познавательных мотивов, умственных сил, мышления ребенка. Умственные силы ребенка – индивидуальные способности к накоплению знаний, совершению мыслительных операций.

Интересно
Л. С. Выготский считал, что умственные силы развиваются под влиянием внешней среды и специальной деятельности – обучения. Задачи умственного воспитания: формирование знаний как условия умственного роста; овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями; формирование основ научного мировоззрения.

Основные мыслительные операции – это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения – читать, писать, считать, излагать свои мысли – и специальные умения: читать карты, чертежи и т. п.

Обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ребенку задания, которые они могут выполнить при помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера. Имеются такие формы умственного воспитания: игры, конкурсы.

Средствами формирования основ мировоззрения у дошкольников являются процесс обучения, общения и собственная практическая деятельность.

Педагог традиционно выступает как носитель социальных норм и мировоззренческих позиций.

Показателями умственной воспитанности являются наличие определенных знаний, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир.

Нравственное воспитание

Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания, которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

Содержанием нравственного воспитания считают формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании детей в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Создание воспитывающих ситуаций – ролевые игры, этические беседы, поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения – также способствует выработке привычек культуры поведения.

Результатом нравственного воспитания являются: знание нравственных норм, способность переживать нравственные чувства, поведение в соответствии с нравственными нормами.

Гражданско-патриотическое воспитание

Под гражданским воспитанием понимается формирование качеств, необходимых каждому члену общества: сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание о гражданских правах человека и ребенка.

Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности – уважения к закону и стремления его выполнять.

Гражданское воспитание дошкольников включает формирование основ правовой культуры, культуру межнациональных отношений (любовь к культуре своего народа, знание истории, культуры, искусства России, знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение).

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание – процесс вовлечения детей в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, трудолюбия. Кроме обучающей функции, труд обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие.

Воспитывающая функция труда состоит в формировании трудолюбия, ответственности, инициативы. Показателями трудовой воспитанности дошкольников являются навыки самообслуживания, интерес к труду, активность, трудовые умения.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и жизни, формирование развития творческих способностей. Воспитание эстетической культуры связано с комплексом понятий.

Эстетическое восприятие – способность испытывать эстетические чувства.

Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные объектами искусства.

Эстетические потребности – приобщение к художественно-эстетическим ценностям. Эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства.

Эстетические идеалы – представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Таким образом, эстетическое воспитание дошкольников заключается в формировании эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, выработке творческих способностей.

Задачи эстетического воспитания связаны с нравственным воспитанием, с такими чувствами, как доброта, гуманизм, справедливость.

Эстетическое воспитание реализуется, прежде всего, на занятиях музыки, изодеятельности. Показателями эстетической воспитанности является наличие эстетических потребностей, чувств, способностей, интерес к занятиям искусством.

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни

Физическое воспитание рассматривается как процесс организации оздоровительной деятельности, направленной на развитие физических сил, выработку гигиенических навыков и формирование здорового образа жизни. Физическая культура – система сохранения здоровья, спортивная деятельность, знание о развитии духовных и физических сил.

К задачам и содержанию физического воспитания дошкольников относятся:

  • развитие двигательных умений и навыков;
  • обеспечение физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;
  • воспитание устойчивого интереса и потребности в занятиях физической культурой;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни;
  • формирование знаний в области здоровья, гигиены.

Формирование здорового образа жизни должно быть построено на методах убеждения и организации деятельности детей.

К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие, соответствующее возрасту, систематические двигательные занятия, игры, соблюдение норм личной гигиены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)