Содержание динамики маркетинговых технологий

Динамика маркетинговых технологий практически всегда обусловлена их амортизацией. Появление новой технологии всегда связано с постановкой определенного круга задач, актуальных для конкретного периода развития общества в целом, отдельных социальных элементов и институтов.

Соответственно эффективность новой маркетинговой технологии выражается в ее способности решать эти задачи, следовательно, жизненный цикл маркетинговой технологии может представать в трех вариантах:

  • технология демонстрирует высокую эффективность, и задача решена;
  • технология не эффективна, и для решения задачи необходимы новые инструменты (новая технология);
  • задача под влиянием изменений значимых факторов приобретает новые формы, теряет актуальность или снимается вообще, и технология становится лишним инструментом.

Все эти варианты демонстрируют различные формы амортизации маркетинговых технологий, содержание которой выражается в том, что технология отработала заложенный в ней интеллектуальный ресурс.

Амортизация технологии в большинстве случаев не предполагает ее исключения из арсенала маркетологов. Она переводится в особую категорию маркетингового знания, связанную, как правило, с прецедентами (маркетинговыми кейсами), оставаясь «в памяти» профессионального сообщества как способ решения конкретных задач.

Рассмотренный жизненный цикл маркетинговой технологии базировался на ее функционировании в первозданном виде, вместе с тем, процессы динамики маркетинговых технологий предполагают, что амортизация может стать началом формирования нового жизненного цикла маркетинговой технологии.

Во-первых, речь идет о процессах конвергенции и дивергенции, предполагающих соответственно постепенное сближение элементов и путей развития различных технологий и расхождения признаков и путей развития первоначально схожих технологий. Обращаясь к маркетинговым коммуникациям, мы можем увидеть примеры конвергенции и дивергенции маркетинговых технологий.

С одной стороны, наблюдается тенденция к интеграции маркетинговых коммуникаций, созданию более эффективных коммуникативных инструментов на стыке технологий, например, рекламы и PR (имиджевая реклама и т.д.), PR и личных продаж (CRM) и т.д. С другой стороны, мы наблюдаем выделение в отдельные технологические блоки, например, BTL как суверенное направление маркетинговых коммуникаций, не связанных с СМИ, причем истоки отдельных технологий BTL лежат и в рекламе, и в PR, и в личных маркетинговых коммуникациях.

Интересно
Особое направление представляет модификация маркетинговых технологий, то есть их видоизменение, преобразование, характеризующееся появлением новых свойств. Нередко модификация маркетинговых технологий происходит путем их модернизации, придания им современного характера, адаптацией к современным взглядам, маркетинговым концепциям, социальным приоритетам.

Например, известная аналитическая технология, получившая название «маркетинговая смесь» или «4Р» постоянно подвергается модификации под влиянием новых взглядов на важность факторов маркетинга путем прибавления новых «Р»: People (люди, занятые в производстве и обслуживании), Phisical Environment (окружающая среда), Profit (прибыль) и т.д.

В ряде случаев мы сталкиваемся со своеобразной реабилитацией маркетинговых инструментов, ставших на некоторый период аутсайдерами арсенала практиков. Пример реабилитации маркетинговых технологий – маркетинговые исследования на основе метода фокус-групп приводит С.Белановский.

Как могло получиться, что метод группового фокусированного интервью, широко применявшийся на практике, не составлявший особой тайны и описанный во многих публикациях, в том числе и учебных, три десятилетия оставался практически незамеченным, а затем в середине 80-х годов вдруг вошел в моду, перехлестнув по своей популярности все прочие методы вместе взятые? Этот факт трудно объяснить рациональными причинами.

Продолжительная “незамеченность” метода, возможно, объяснялась инерционностью системы образования. Одна из очевидных причин внезапной «замеченности» заключалась в том, что к нему проявили интерес социологии-теоретики феноменологической ориентации.

Другая, совершенно независимая причина, состояла в том, что ряд исследователей, занимавшихся маркетинговыми фокус-группами и имевших стаж работы в этой области от 20 до 30 лет, примерно в одно и то же время независимо друг от друга написали несколько сильных учебников, которые просто не могли стать незамеченными.

В 90-ых уже стало очевидно, что «перехлесты» фокус- групповой моды сходят на нет, и метод фокус-групп возвращается в свои естественные границы, т.е. границы тех областей и сфер применения, где он всегда был наиболее эффективен. Полезный вклад фокус-группового «бума» в развитие методов эмпирической социологии состоял в том, что он привлек внимание к этому методу широких кругов исследователей и активизировал поиск новых областей релевантности.

Не исключено, что в какой-то мере этот поиск был эффективен, однако окончательные итоги подводить пока рано. Возможно, что в ближайшее время следует ожидать усиления методических позиций индивидуального неструктурированного интервью как более универсального метода.

Появляются новые концепции, новые технологии, методики, накапливается неординарный опыт стратегических и оперативных решений: все это привлекает наше внимание демонстрацией невозможных до настоящего времени результатов в управлении спросом, в изменении конкурентных отношений, в создании социального имиджа. В то же время эффективность инновационных инструментов базируется, главным образом, на их новизне, на оригинальности, на отличиях от более ранних образцов, которые в свое время также произвели переворот в маркетинговой практике, а затем технологизировались.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)