Сложные педагогические ситуации и способы их решения

Вхождение педагога в молодежный коллектив иногда связано с воз­никновением конфликтных ситуаций, которые необходимо разрешать с соблюдением педагогического такта, без ущерба для интересов кол­лектива учащихся и собственного авторитета.

Непременное условие решения конфликтных ситуаций — знание педагогом тех стадий, которые проходит процесс принятия требований воспитателя его воспитанниками.

Первую можно условно обозначить как стадию проверки мобили­зационной способности педагога. Воспитанники учитывают (неосо­знанно, стихийно) особенности поведения педагога (учителя), его эмо­циональное состояние, способность правильно оценить ситуацию, найти соответствующую форму эмоционального отношения к ней, согласо­вать с этой формой слова, смысловую линию поведения.

Учащиеся довольно тонко улавливают подобный диссонанс, хотя не всегда осознают его. Они замечают все: как преподаватель вошел, ка­кова его мимика. Особо выделяется способность «не заводиться», бы­стро ориентироваться в ситуации и оперативно принимать нужные ре­шения.

Если первая стадия — это своего рода проверка реакций педагога, то на второй речь идет уже об оценке его волевых качеств, о проверке его терпения, настойчивости.

Известно много случаев, когда молодые преподаватели, особенно учителя школ, благополучно преодолевшие порог первого знакомства, все-таки разочаровывались в своем труде только потому, что не сумели противопоставить случаям невыполнения требований свою готовность идти на конфликт.

Боязнь конфликтных ситуаций точно так же, как и бездумная готовность ввязаться в них, не считаясь с педагогической целесообразностью,— тот экзаменационный балл, который невольно выставляется учащимися, оценивающими профессиональные качества нового для них наставника.

Проверка психологической устойчивости педагога и составляет содержание второй стадии.

Вслед за второй следует третья стадия — проверка ценностных ориентаций личности педагога, оценка его педагогического кредо. Здесь учитываются его требовательность и доброта, принципиальность и спра­ведливость, внимательность и отзывчивость, честность и благородство.

Разумеется, многое зависит от возраста учащихся. В начальных классах школы подобной проблемы нет, потому что учитель всегда вы­ступает для младших школьников как эталон мудрости и поведения в силу самого педагогического статуса.

Они замечают его промахи, ошиб­ки, но воспринимают их как случайные, несущественные издержки учи­тельского труда. Подростки качественно отличаются от младших школь­ников в оценке личности учителей.

Они более критичны, более требовательны, их взгляды страдают прямолинейностью, категорично­стью. О личности педагога они судят по отдельным поступкам, фра­зам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять.

Старшие школьники и особенно студенты более дифферен­цированно, более глубоко и обоснованно судят о личностных и профес­сиональных качествах педагога.

Но и здесь важно правильно поста­вить себя в системе «педагог—учащиеся» с первых дней совместной деятельности, потому что именно с первых шагов преподавателя обна­руживаются его профессиональные качества, а старшеклассники и сту­денты вполне подготовлены к тому, чтобы понять и оценить их.

Четвертая стадия связана с оценкой таких профессиональных качеств педагога, как его компетентность и методическая подго­товленность. Именно на этой стадии и завершается, по существу, процесс первого знакомства воспитателя и воспитанников.

Все эти стадии могут длиться и качественно развиваться у различных педа­гогов по-разному, отличаться последовательностью, степенью на­пряженности конфликтов, характером взаимоотношений и т. п. Но общие черты все же сохраняются.

Одни педагоги проходят эти ста­дии почти мгновенно, за несколько дней или недель общения, а дру­гие не могут преодолеть их подводные камни за месяцы, а то и годы, потому что не сумели раскрыть себя перед учащимися в той роли, на тех позициях, которые принимаются ими как ориентиры для бу­дущих отношений.

Все это, однако, не означает, что любой неопытный педагог должен обязательно проходить мучительный путь проб и ошибок. Вопреки рас­пространенному мнению мы все же полагаем, что существуют отрабо­танные технологии педагогической деятельности.

Они не универсаль­ны, но вполне могут быть использованы для того, чтобы не допускать грубых ошибок, чтобы начинающий педагог более осознанно, целена­правленно ускорил свое вхождение в педагогический коллектив и осо­бенно в коллектив учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)