Современные подходы к обучению орфографии

Русское письмо – звуко-буквенное, точнее фонемно-буквенное, следовательно, пишущий оперирует в процессе письма звуками и буквами: сначала необходимо выделить звук в слове, а затем его обозначитьбуквой. Отсюда первое требование: исходным пунктом в обучении письму должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

Если бы звуки в потоке речи не чередовались (гласные – ударные/безударные; согласные – звонкие/глухие, твердые/мягкие), то для грамотного письма было бы достаточно законов графики. Но для того чтобы записать слово с безударными гласными или парными согласными на конце слова (и др. позициях), необходимо соблюдать законы орфографии, системы правил написания слов.

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

  • передача буквами фонемного состава слов (морфем);
  • слитные, раздельные и дефисные написания;
  • употребление прописных и строчных букв;
  • правила переноса слов со строки на строку;
  • правила сокращения слов.

В русском письме главным разделом, который определяет собой ведущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонемного состава слов (морфем). Именно к этому, первому, разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах: правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроизносимых согласных и т. п.

В настоящее время (вторая половина ХХ века) произошла смена лингвистической парадигмы обучения русской орфографии – наряду с
морфологическим принципом правописание подчиняется и фонематическому принципу. Морфологический принцип основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем – значащих частей слова.

Например, корень дом во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному: [да]машний, [дъ]мовой. То же наблюдается в приставке от-, пишущейся с буквой т, несмотря на ее произношение: отпуск – [от] и отбой – [ад]. Фонематическое письмо – это такое, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. В результате получается то, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Морфологическая и фонематическая трактовки ведущего принципа правописания едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова. Но при анализе этого факта они оказываются как бы на разной глубине. Морфологический принцип не проникает за рамки морфемного уровня: он лишь констатирует, что каждая морфема со-храняет единое написание, но не объясняет происхождения этого явления.

Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного «образа» каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем. Если мы примем первую трактовку, то объяснить принцип, на котором построено наше правописание, до тех пор, пока школьники не узнают состав слова (т. е. до III-IV класса), невозможно. Фонематический принцип в отличие от морфологического может быть открыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период.

Интересно
Значит, еще до изучения состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем (для них – звуков!) и понять всеобщий закон письма. А по мере того как учащиеся будут знакомиться с морфемной структурой слова и системой его грамматических значений, общий принцип будет конкретизироваться по отношению к морфеме: корню, окончанию и т. д.

Фонематический принцип базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. И наоборот, один и тот же звук может быть реализацией разных фонем. Так, например, звуки [о /а/ъ] в корне слов во ды, воя нка, водяно , аоъ – позиционные «представители» фонемы /о/.

Звуки [а ,/а/ъ] в корне слов глаз, глазок, глазомер – [а/а/ъ] являются реализацией фонемы. /а/. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т. е. по сильной позиции (в нашем примере – по звуку под ударением). Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него – к буквам. Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, которой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в сильной позиции, пишущий сразу же идет от уже известной фонемы к букве. Он действует по правилам графики.

Например, ударный гласный звук [а] после твердого согласного обозначают буквой а, а после мягкого согласного – буквой я (мал – мял). У пишущего в этом случае нет альтернативы.
При выборе букв для обозначения звуков слабых позиций положение пишущего существенно сложнее. Прежде чем обозначить звук буквой, ему необходимо выяснить, какой фонеме принадлежит звук. Другими словами, при обозначении звуков слабых позиций приходится выбирать букву из нескольких возможных путем постановки звука в сильную позицию. Только от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве.

Поскольку обучение письму происходит одновременно с формированием навыка чтения, более того, впервые со многими словами дети знакомятся сначала в их письменной форме, необходимое среднее звено, лежащее на пути от звучащей речи к ее «письменному коду», не осознается ими. Между тем именно установление фонемного состава слов (нахождение сильных позиций) есть собственно орфографическое действие. Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу на основе всеобщего принципа письма.

Он устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания. А это значит, что создаются предпосылки не только для улучшения орфографической подготовки учащихся, но и для развития их мышления и познавательных способностей.

Переход с морфологического уровня на фонемный вносит существенные коррективы в методику обучения орфографии. Так, например, при фонемном подходе изучение правописания безударных падежных окончаний имен существительных начинается не с отдельных правил для каждого падежа того или иного склонения, а с общего правила, по которому выбирается буква для безударного гласного в окончании любого падежа всех склонений.

В 70-е годы под руководством психологов в школах Москвы и Харькова было осуществлено опытное обучение, которое показало целесообразность обучения орфографии на фонемной основе. Методика обучения орфографии, основанная на фонематическом принципе, опираться на этот опыт. Одновременно в методике обучения русскому языку было сформулировано понятие орфограмма («письменный знак, который не устанавливается на слух»), выведена структура орфографического действия, на основе которой сформулированы орфографические умения.

В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

М. Р. Львов выделяет шесть ступеней, которые должен пройти школьник для ее решения:

  • найти орфограмму;
  • определить ее тип;
  • наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
  • определить последовательность «шагов» решения задачи,
  • выполнить намеченную последовательность действий;
  • написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Содержательный анализ понятия «орфограмма» на начальном этапе обучения языку позволяет и в дальнейшем постоянно углублять и расширять знания учащихся о трудных для написания местах. Так, с момента, когда слово предстает перед детьми как имеющее определенный морфемный состав, характеристика орфограммы дополняется указанием на часть слова, в которой она находится: орфограммы корня, приставки и т. п.

Причем конкретизация понятия орфограммы происходит как в связи с накоплением знаний по морфемике и грамматике, так и по мере изучения орфографических правил, т. е. в связи с развитием умения решать орфографические задачи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)