Система источников конституционного права

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

В правовых нормах, в том числе конституционных, предмет закона (т.е. сфера отношений, которые могут регулироваться только законом) не определен в обобщающей форме. Однако во многих статьях Конституции указывается, по каким вопросам должна применяться только форма закона (ст. 20, 25, 29, 36, 70, 81, 84 и многие другие).

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

  • по юридической силе;
  • по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
  • по порядку принятия;
  • по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

К источникам конституционного права относятся:

  • федеральные конституционные законы:”Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” (от 26.02.1997 № 1-ФКЗ), “О Конституционном Суде Российской Федерации” (от 21.07.1994 № 1-ФКЗ) и др.;
  • федеральные законы: “Об общественных объединениях” (от 19.05.1995 № 82-ФЗ); “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” (от 04.03.1998 № 33); “О выборах Президента Российской Федерации” (от 10.01.2013 № 19-ФЗ.) и др.

Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом. До настоящего времени названный правовой акт еще не принимался. Его особенность по сравнению с другими источниками – временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию.

Акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Например, утвержденные Указами Президента

Положение о государственных наградах Российской Федерации (от 02.03.1994 № 442) и Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (от 13.05.2000 № 849), Постановление Государственной Думы об объявлении амнистии в связи с 70-летием победы в Великой отечественной войне (от 24.04.2015 № 6576-6ГД).

К источникам отрасли конституционного права относятся также Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Декларации. Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Договоры являются специфическим видом источников конституционного права, среди которых различаются:

  • международные договоры Российской Федерации;
  • договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г.По похожим вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых разграничение полномочий определяется с учетом особенностей каждого субъекта.

Конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти источники конституционного права действуют на территории субъектов Российской Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Законы, постановления, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения).

Постановления Конституционного Суда РФ. Особого рода источниками конституционного права считаются и постановления Конституционного Суда РФ. Следует отметить, что суд не является органом, принимающим правовые акты, однако его правовые позиции в решениях имеют весомое юридическое значение. Так, Правовые акты, признанные решением суда не соответствующими Конституции утрачивают свою силу. Подобный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.

Юридические свойства действующей Конституции РФ:

  • верховенство (Конституция является Основным Законом, составляет вершину правовой системы и действует на всей территории РФ),
  • высшая юридическая сила (обязательное соблюдение норм Конституции всеми субъектами конституционно-правовых отношений; все законы и иные нормативно-правовые акты должны ей соответствовать),
  • юридическая база законодательства Конституция устанавливает виды правовых актов, принимаемых государственными органами, определяет сферу и объекты законодательного регулирования и законы, которые необходимо принять).

Обычай. Среди источников конституционного права России обычай занимает незначительное место. Некоторые установления, сложившиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нормативно-правовое закрепление и утратили характер обычая.

Например, в качестве обычая долгое время применялась норма об открытии первой сессии представительного органа государственной власти старейшим депутатом. Однако отдельные примеры допускаемого правом применения обычая в настоящее время можно привести.

Так, ст. 4 Федерального закона “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (от 20.07.2000 № 104-ФЗ) предусматривает, что решения по вопросам внутренней организации общины и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих законодательству Федерации и субъектов и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)