Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся в среднеобразовательной школе и средних специальных образовательных учреждениях имеет свои отличия от самостоятельной работы в высшей школе.

Чаще всего данное понятие связывают с сессионным (или четвертным) оцениванием знаний учащегося по той или иной дисциплине, сведенным до минимума. Однако такое понимание специфичной для высшей школы самостоятельности студентов вряд ли имеет под собой основание.

Дидактические функции самостоятельной работы. Самостоятельная работа выступает как составная часть процесса обучения. Главная ее цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, способности учащихся, их активность и самостоятельность.

Дидактические функции самостоятельной работы следующие:

  • закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
  • расширение и углубление учебного материала;
  • формирование самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий, решения психологических задач;
  • выполнение индивидуальных наблюдений, экспериментов, подготовка учебных пособий для изучения новых тем.

Как показывает анализ, в управлении самостоятельной работой обучаемых есть ряд недостатков: – не всегда четко и ясно дается установка на самостоятельную работу; – не уделяется должное внимание проверке; – из-за ограниченности времени домашнее задание дается наспех; – не объясняются возможные трудности в процессе самостоятельной работы и пути их преодоления; – в ряде случаев не соблюдаются нормативы максимальной нагрузки учащихся. Таким образом, самостоятельная работа требует со стороны преподавателя психологии внимания, прогнозирования и планирования.

Задачи преподавателя по организации самостоятельной работы студентов:

  1. Сформировать соответствующую мотивацию к глубокому изучению науки. Если психологию изучают «для диплома», «для престижа» (ибо спрос на психологию на рынке труда растет) и т п., то понятно, что нужной мотивации у обучаемых для изучения науки нет, и ее еще предстоит сформировать. Это есть, пожалуй, самая важная задача преподавателя. В этом поможет уже первая лекция, раскрывающая предмет и задачи психологии как науки. При дальнейшем изучении предмета будет углубляться понимание необходимости изучения этой науки, которое превратится в интерес к психологии. Это и будет означать, что сформировался реально действующий мотив учебной деятельности – познавательный интерес, основанный на осознании личностного смысла овладения научными психологическими знаниями.
  2. Объяснить учащимся, что для усвоения знаний, получаемых из лекций и книг, необходимо постоянно мысленно проецировать их на жизненные психологические явления (психические процессы и состояния, действия и поступки людей и себя самого), стремясь объяснить их на основании психологических знаний. В решении этой задачи помогут примеры, анализируемые преподавателем на лекциях, приводимые в литературе, а также практические задания (психологические учебные задачи), предлагаемые на практических занятиях. Такая проекция научных положений на жизненные явления есть не что иное, как психологическое исследование людей. Исследовать с позиции психологии обыденные жизненные явления и означает учиться понимать человека, чтобы правильно строить с ним свои отношения, чего бы это ни касалось: руководить людьми, подчиняться другому человеку, учить и воспитывать, создавая при этом благоприятную для общения психологическую атмосферу.
  3. Приучать студентов при самостоятельном изучении литературы конспектировать основные положения, комментируя их. Иными словами, студент должен записывать собственные мысли, отражающие понимание выписанных положений применительно к жизни. Это будет показателем его самостоятельности в овладении наукой.
  4. Осуществлять комплексный подход к организации самостоятельной работы обучаемых. Обучаемые при чтении учебника и другой литературы должны опираться на информацию, полученную на лекциях. При этом прочитанное в одном источнике необходимо сопоставлять с информацией из других источников, дополнять и уточнять полученные знания, которые, в свою очередь, сверять с жизненными фактами. Таким образом, от лекции – к литературе, а от нее – к практике. Так идет процесс усвоения; знания, находившиеся прежде вне сознания обучаемого, становятся личным его достоянием. Знание научной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием для практических аналитических действий по изучению психологии реальных людей.

Структура самостоятельной работы. Научить учащихся самостоятельно учиться – одна из важных задач методики преподавания психологии. Психология изучается примерно также, как и все другие дисциплины гуманитарного цикла, но есть и специфика, которую нельзя не учитывать. Она в целях, задачах, содержании.

Цель изучения психологии – научиться понимать человека, разбираться в психологии реальных людей и правильно взаимодействовать с ними.

Чтобы такое умение сформировалось, нужно соответствующим образом строить самостоятельную учебную деятельность, исключив механическое запоминание (зубрежку) учебного материала из книг. Это означает, что при чтении литературы, при прослушивании лекции обучаемому следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными чувствами, мыслями, критически анализируя и оценивая их с новых, уже не житейских, а научных позиций. Только так может быть усвоена психология как наука.

Исходя из вышесказанного, структура самостоятельной работы студента выглядит следующим образом:

  • работа, организуемая преподавателем;
  • работа, которую студент организует сам, без непосредственного контроля преподавателя.

Соотношение учебного времени, отводимого на аудиторные и самостоятельные занятия по учебной дисциплине, определяется в рабочих учебных планах соответствующих образовательных программ. Чаще всего доля обоих видов учебной работы определяется в соотношении 50:50 (возможно и несколько иное соотношение).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)