Контроль и коррекция учебной деятельности

Употребление термина «контроль» применительно к учебному процессу понимается «в широком смысле … как проверка чего-нибудь». В «узком», в духе кибернетики, – «это принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой».

Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает: внешнюю обратную связь (это контроль, осуществляемый преподавателем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащихся).

Насчет «внешней обратной связи» следует заметить, что это различные проверки усвоения учебного материала (устные опросы, контрольные работы, экзамены и пр.), организуемые преподавателем.

Н.Ф. Талызина рассматривает контроль в качестве обязательного составного элемента управления процессом усвоения знаний. Если управляемый процесс идет в соответствии с замыслом, то никакие дополнительные действия по его коррекции не требуются.

Но если обнаруживается какое-то отклонение процесса от программы, преподаватель, используя поступающие по системе обратной связи сведения о характере этого отклонения, немедленно корректирует этот процесс, направляя в требуемое русло. В этом регулирующем действии обратная связь выступает как канал контроля. Следовательно, контроль и коррекция учебного действия по его ходу – очень важный момент. Так как, если учебное действие завершено, вмешательство может оказаться невозможным.

Интересно
В.В. Давыдов рассматривает контроль как особое учебное действие, целью которого является поддержание всех других учебных действий в строгих рамках заданной программы учебной деятельности. На практике это означает анализ учащимся условий учебной задачи и последовательное осуществление нужных для ее решения мыслительных операций, каждая из которых сравнивается с требованиями задачи.

В психологических исследованиях выявлено, что учебное действие индивидуального контроля формируется быстрее и лучше, если обучение осуществляется интерактивными методами, т.е. в процессе группового взаимодействия, групповой работы. В этом случае, учащиеся, обсуждая вопрос, дискутируют и как бы активизируют и стимулируют друг друга. Как отмечает Д.Б. Эльконин, контролируя действия других, мы научаемся контролировать свои собственные действия.

Внутреннему контролю, контролю себя как специфическому действию нужно учить. Преподаватель учит не специально, а через правильную организацию учебной деятельности в виде решения учащимися специально составленных учебных задач, рассчитанных на активизацию мышления и на овладение новыми для них общими способами их решения.

При решении задачи учащийся смотрит на условия, анализируя, содержатся ли в них означенные признаки психологического понятия.

Студент смотрит, анализирует, сопоставляет, принимает решение – вот те мыслительные операции, которые обучаемый совершает, решая учебную задачу, а то, что он проделывает их, постоянно сверяясь с теорией, и есть действие контроля.

При таком подходе к организации учебной деятельности достигается усвоение учебного материала сразу по ходу его изучения. Таково психологическое понимание контроля учебной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)