Показатели сформированности знаний и умений

В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности учащихся.

Показатели знаний описываются через владение их элементами, которое выражается в выполнении обучаемыми интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению.

Обобщенная система таких показателей обученности может быть представлена следующим образом.

Показатели сформированности знаний

Владение понятиями:

  • узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий);
  • раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов и явлений, обобщенных понятием и их классификация);
  • раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);
  • установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем).

Владение фактами:

  • знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.);
  • установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними).

Владение научной проблематикой:

  • узнавание научных проблем в контексте обучения;
  • формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации;
  • наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

Владение теориями:

  • узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала;
  • раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов);
  • характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических приложениях, прогностических возможностях и др.).

Владение законами, закономерностями и правилами:

  • узнавание закона, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала);
  • формулирование закона, закономерности, правила;
  • раскрытие содержания закона, закономерности (характеристика сущности, условий и границ проявления, применения);
  • характеристика действий, связанных с применением закона, закономерности.

Владение методами и процедурами:

  • узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала;
  • раскрытие содержания метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения);
  • характеристика условий применения метода, процедуры.

Показатели сформированности умений

Диагностическими показателями владения умениями обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Вместе с тем в структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения.

Владение этими умениями может служить объективными показателями сформированности умения:

  • построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
  • моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
  • выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
  • самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Готовых рецептов, кому и когда ставить отличную либо иную оценку, конечно, не существует. Однако это не означает, что преподаватель может быть абсолютно свободен в выборе оценки, полагаясь на свою компетентность во всем. От этого недалеко и до субъективизма, непозволительного в педагогической деятельности.

Поэтому следует иметь в виду показатели сформированности знаний и умений, конкретизирующих принцип объективности их оценки.

Соблюдение требований психологически обоснованной методики преподавания делает в известной мере производными способы решения проблемы поиска эффективных форм, методов и приемов, проведения контроля и коррекции учебной деятельности студентов (экзаменов, зачетов, контрольных письменных работ), так как все они становятся средствами достижения общей цели изучения студентами психологии как науки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)