Функции преподавателя психологии

Преподаватель психологии в вузе сегодня мало чем отличается от своих коллег с других кафедр. Хотя и здесь уже начинают проявляться определенные тенденции, связанные с усилением гуманистической составляющей в преподавании этой учебной дисциплины. Специфика преподавания психологии как учебного предмета в подростковой аудитории предъявляет к педагогу более высокие требования. Это связано с усилением внимания к реализации таких функций учителя, как функция эмоциональной поддержки, исследовательская, русификаторская и экспертная функции.

Осуществление учителем психологии функции эмоциональной поддержки предполагает, что он не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство». По существу, речь идет об учителе, выполняющем в некотором роде психотерапевтические функции. Иными словами, учитель начинает центрироваться на ученике, на том, что значимо для самого подростка.

Под центрацией учителя на ученике понимается не просто направленность, а заинтересованность, озабоченность интересами обучаемого, своеобразная избирательная психологическая обращенность, «повернутость» к нему и, следовательно, столь же избирательное служение его интересам. Ориентация в обучении на личностно значимые для учащегося задачи требует от учителя готовности вести себя терапевтически, понимая, что общение с учеником есть в первую очередь «интенсивный обмен эмоциональными состояниями».

Чтобы работать в русле личностного роста, учителю психологии необходимо овладеть умением работать с эмоциональными проявлениями (своими и учеников) как с особым содержанием.

Структуру этого умения составляют следующие компоненты: эмпатия (понимание чувств учеников); уважение (принятие учеников как конструктивных личностей); искренность (открытое проявление учителем своих чувств); конкретность коммуникации (избегание расплывчатых. обобщенных высказываний, точное описание чувств и переживаний).

Эмпатия. Учителю-психологу должен быть присущ такой стиль общения, когда он реагирует не на поверхностное проявление чувств ученика, а на его скрытые, глубинные чувства, помогая тем самым ученику осознать, почему он чувствует то, что он чувствует. В проявлении уважения к ученику стиль преподавания должен соответствовать искреннему признанию уникальности и ценности ученика.

Интересно
Когда учитель проявляет уважение к обучаемым, заботится о них. они могут чувствовать себя более свободно, осознавать свою ценность как индивидуальности. Невозможно, чтобы учитель психологии проявлял неуважение (или отрицательное отношение) к обучаемому, демонстрировал, что чувства и переживания учеников недостойны его внимания или что он считает их неспособными к конструктивной деятельности.

Таким образом, уважение – это принятие учеников, как конструктивных личностей.

Способность быть искренним проявляется, если учитель дает естественную реакцию как на вербальном, так и невербальном уровне, как положительную, так и отрицательную (причем последняя не носит деструктивного характера) и когда вербализация отражает подлинные чувства. Он должен быть честен в проявлении искренности, во-первых, с самим собой, а во-вторых – со своими учениками.

Конкретность в общении достигается тем, что взаимоотношения становятся теснее, язык общения – менее уклончивым, расплывчатым. разговор идет о конкретных чувствах и личных переживаниях ученика. Учитель не произносит общие слова; не обсуждаются личные переживания ученика общими словами. Соответственно разговор в классе носит форму свободного диалога, а не напоминает чтение книги, при котором один провозглашает, а другие слушают.

Исследовательская функция учителя психологии имеет три аспекта реализации его исследовательской активности.

Первый аспект связан с тем, что в компетенцию учителя-психолога входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности. Учитель может внести уникальный вклад, проводя исследования на уровне класса, исследуя не просто эффективность того или иного приема обучения или формы работы, но и заостряя внимание на личностных отношениях между учителем и учеником. Умение провести анализ динамики взаимоотношений, как и личного продвижения каждого подростка в этом процессе, находится в основе исследовательской функции. Кроме того, принцип мотивационной готовности аудитории предполагает мгновенное исследование ситуации (обобщение).

Второй аспект определяется использованием в преподавании психологии психодиагностических методов и процедур. Применяя их, учитель-психолог оказывается в роли реального исследователя, получающего доступ к специфической информации о развитии подростка. Соответственно он должен быть способен как фокусироваться на исследовательской задаче и грамотно проводить процедуру исследования, так и выполнять ряд требований «Кодекса психолога».

Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении учителем-психологом в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Работа по обнаружению и развитию личностных ресурсов и рефлексии требует от психолога чувствительности к малейшим переменам в самочувствии ребенка, его самореализации. Учитель-психолог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении психологической реальности. Он практически постоянно находится в позиции исследователя по отношению к личностному развитию подростка, будучи во взаимодействии с ним. Естественно, что наиболее ярко исследовательская функция проявляется при работе собственно психологическими методами.

Фасилитаторская функция выражается уже в самом качестве взаимоотношения «учитель – ученик», строящегося на искренности учителя, безоценочном положительном принятии им подростка, эмпатическом понимании. Учитель не отгораживается от учеников маской наставника. Он общается с ними как живой человек, открыто выражая свои чувства. Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии.

По К. Роджерсу, «принять ученика – это активно выразить ему доверие и уверенность в его человеческих возможностях». Эмпатическое понимание связано со способностью учителя понять реакции ученика, осознать, что есть учение для каждого данного подростка. Таким образом, учитель-фасилитатор – это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.

Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов.

Необходимость реализации экспертной функции учителем-психологом вытекает из постановки вопроса о подходах к преподаванию психологии. Следование принципу мотивационной готовности аудитории к обучению означает, что учитель должен быть настолько компетентен в психологии как области знаний, чтобы он мог свободно владеть материалом без специальной подготовки.

Введение в практику обучения технологий личностного роста тем более требует высокой профессиональной психологической компетентности и виртуозного педагогического мастерства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)